СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
03-01-2002  Бизнес-образование по-европейски

   Европейские школы вышли на рынок бизнес-образования позже, чем американские, однако они быстро наверстывают упущенное: количество программ и их качество постоянно растет.
   Америка была первой. К бизнес-школам это относится в той же степени, что и к Интернету, и к предприятиям fast-food. Школа Tuck (Dartmouth College), расположенная в Нью-Гемпшире, запустила первую программу МВА в 1900 году. После первой мировой войны популярность МВА в Америке возросла. А за последние 10 лет спрос на бизнес-образование вырос еще больше.
   Европа, хотя и позже Америки начала обучение по программе МВА, сейчас наверстывает упущенное. Еще 10 лет назад диплом МВА рассматривали в Европе как ненужный американский атрибут. Бизнес-образование большей частью преподавалось (и преподается) на уровне бакалавриата. «Так зачем нужен магистерский диплом?» – не понимали многие. Эти тенденции постепенно изменились, а началось все с Великобритании. В конце 80-х годов ХХ века в Великобритании появились первые программы МВА. По словам Петера Калладина (Britain’s Association of MBAs), количество предлагаемых программ увеличилось с 26 в 1985 году до 76 в 1990 году. Причем наибольший интерес представляли курсы программы part-time и дистанционное обучение. К 1999 году 500 европейских школ, включая школы центральной и восточной Европы, предлагали свои программы МВА, а также другие бизнес-программы, такие как MSc или MIM (Master of International Management).
   Что же отличает европейскую программу МВА от американской?
   Во-первых, курсы обычно рассчитаны на один год, а не на два, как в Америке. Всего три европейские школы предлагают двухгодичную программу. Причина кроется в том, что европейцы дольше учатся на степень бакалавра, и это обучение более специализированное. Многие бизнес-программы (в зависимости от конкретной страны) преподаются в государственных университетах. В Америке программы МВА распространены в основном в частных школах. Перечисленные факторы отражают различия в системах высшего образования по обе стороны Атлантики. Но есть и менее яркие отличия. В европейских школах многонациональный, многоязычный состав абитуриентов и рекрутеров, что естественно влияет на развитие программ.
   Задолго до того, как американские школы почувствовали необходимость в интернациональном составе, европейские школы привлекали иностранных студентов и преподавателей. Две трети студентов школы IESE, лучшей испанской бизнес-школы, приезжают туда из самых разных стран мира. В INSEAD (Fontainebleau) всего 9% студентов – французы. В Великобритании студенты из стран, не входящих в Европейский Союз, имеют дополнительное преимущество, так как платят взносы за обучение школам, страдающим от недостатка финансовых ресурсов. Три четверти преподавателей INSEAD приехали во Францию из заграницы. Подобным образом обстоят дела и в других школах.
   Большинство европейских программ, особенно крупные и известные, предполагают обучение на английском языке. Однако многие утверждают, что программы, преподаваемые на нескольких языках, лучше. Испанские школы могут использовать языковое преимущество для развития тесных связей с латиноамериканскими странами. IESE подписала соглашения с университетами города Мехико, Коста-Рики, с программами executive в Сан-Пауло и Чили, а также с рекрутерами из Латинской Америки. Другая испанская школа, Instituto de Empresa, тоже заключила договоры с латиноамериканскими школами.
   Различия есть и в учебном плане школ. Европейские школы, использующие метод case study (кейсы), включают в обучение европейские кейсы. Никола Хилкема из European Foundation for Management Development (EFMD) отмечает, что занятия отражают европейские стандарты и законы. Например, курсы Accounting делают акцент на международном, а не американском законодательстве. У европейских школ свой подход и к темам этики.
   Рекрутеры приветствуют подъем европейских программ МВА. Группа лондонских инвестиционных банков набирает выпускников в огромных количествах, это справедливо и для крупных компаний Siemens, Aventis и т. д. Студент итальянской школы Bocconi говорит, что к ним регулярно приходят представители миланской индустрии моды.
   Для многих европейских школ остро стоит проблема признания. Наиболее известные бизнес-школы – INSEAD и London Business School. Между знаменитыми и «простыми» школами огромная пропасть. За последние 10 лет появились системы контроля качества и рейтинги европейских школ. Сейчас многие европейские школы соответствуют стандартам аккредитации, установленным государством и появившимся благодаря частным учебным заведениям. Программа Equis (EFMD) разрабатывает универсальную систему аккредитации, на настоящий момент одобрение получили 43 европейские школы. Рейтинг бизнес-школ, ежегодно составляемый Financial Times, пользуется большим уважением. В 2000 году в десятку лучших школ вошли INSEAD и LBS, в 2001 году ситуация повторилась.
   Экономический спад, ведущий к трудностям на рынке труда, явился причиной возросшего интереса к европейским и американским программам МВА. Например, INSEAD отмечает 47% рост числа applications. Декан парижской школы HEC говорит, что абитуриентов, желающих начать учебу в январе (на 18 месячной программе МВА), на 8% больше, чем в прошлом году. Студенты могут столкнуться с другой проблемой – падением спроса на выпускников МВА. Но многие смотрят в будущее оптимистично: «Европа еще не наводнена выпускниками МВА, а хроническая нехватка специалистов сослужит выпускникам хорошую службу». По материалам Economist.com.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"