22-11-2005 Проведено исследование рынка тренинговых услуг и бизнес-образования Москвы
Образовательный центр "Деловое общение" совместно с международным кадровым центром "Фаворит" провели исследование текущего состояния развития рынка тренинговых услуг и бизнес-образования Москвы. Среди основных целей исследования было выявление затрат на обучение персонала в различных сферах бизнеса, определение частоты обращений организаций к услугам образовательных компаний, изучение удовлетворенности современным рынком тренинговых услуг, определение значимости факторов, которыми руководствуются компании при выборе обучающих организаций и наиболее популярных программ обучения. Для реализации целей исследования была создана репрезентативная выборка, в которую вошли 234 эксперта из компаний, представляющих такие сферы бизнеса, как крупное и среднее производство, оптовая и розничная торговля, банковская и финансовая сфера, развлекательный бизнес, строительство и недвижимость, бизнес-услуги и др. Как показали результаты исследований, для трети представителей бизнеса такой традиционный способ передачи опыта внутри организации, как наставничество, является основным в процессе обучения персонала. Около 16% респондентов в основном из компаний, численностью более 300 человек, прибегают к помощи внутренних образовательных центров. Большая часть респондентов - около 38% - в равной степени опираются на собственных специалистов и внешние образовательные учреждения. Доля таких респондентов равномерно распределена среди компаний, задействованных в различных сферах бизнеса. 14% опрошенных пользуются только услугами сторонних организаций - в основном это представители компаний с численностью персонала менее 40 человек. В качестве основной цели внедрения той или иной обучающей программы 43% респондентов назвали собственно "передачу новых знаний, умений и навыков своим сотрудникам", для 38% опрошенных равной по значимости первой цели является "дополнительная мотивация персонала". Мотивационная составляющая тренинговых программ превалирует в компаниях, численность которых превышает 150 человек. Около 12% опрошенных тратят на обучение сотрудников менее 1000 долларов в год. Представители 17% предприятий заявляют о годовых образовательных бюджетах размером 1001-2500 долларов. Наибольшее число респондентов – 28% - говорят о тратах в пределах 2501–5000 долларов. Лишь 5% в настоящее время расходуют более $15000 на обучение персонала. Наибольшие бюджеты на бизнес-образование тратят компании, работающие в сфере розничных продаж, недвижимости, фармацевтики. На вопрос об оптимальной частоте проведения образовательных мероприятий "ежемесячно" и "ежеквартально" ответили соответственно 30% и 31% респондентов, значительно меньшее число опрошенных предпочли вариант "раз в полгода", "раз в год" или "раз в несколько лет" - 22%, 14% и 3%. Среди факторов, влияющих на выбор образовательной организации, на первом месте - 44% опрошенных - стоят "рекомендации знакомых", на втором - 28% – "цена за обучение", следом за ними идут "имя компании" (15%) и "количество лет работы компании" (9%). Наибольший интерес у респондентов вызывают программы, связанные с работой в команде и развитием управленческих навыков. За ними следуют семинары и тренинги, посвященные продажам, тайм-менеджменту и лидерству. Наименьший интерес был выявлен к таким специализированным программам, как публичное выступление и телефонные переговоры. Исследование показало относительно высокую степень удовлетворенности текущим развитием рынка образовательных услуг в Москве. По пятибалльной шкале респонденты распределили оценки следующим образом: "1" – 12%, "2" - 15%, "3" - 25%, "4" - 37%, "5" - 11%. Специалисты ОЦ "Деловое общение" и МКЦ "Фаворит" надеются, что данное исследования даст толчок для более глубокого изучения развития рынка бизнес-образования как в Московском регионе, так и по всей России. |