06-12-2005 Нужна ли российским бизнес-школам западная аккредитация?
Мода на западную аккредитацию докатилась и до российских школ бизнеса. Зачем она нужна нашим учебным заведениям? В начале ноября на международной конференции Российской ассоциации бизнес-образования, прошедшей в Тунисе, появились представители сразу трех из числа главных западных аккредитующих организаций – AMBA, EFMD и AACSB. Результаты проведенного голосования показали, что большинство представителей наших школ считают получение западной аккредитации полезным. В частности, один из популярных аргументов звучал так: после присоединения к ВТО в Россию придут западные школы, и к конкуренции с ними надо готовиться уже сейчас. Безусловно, аккредитация как независимая оценка качества преподавания очень полезна, она дает школе возможность выделиться на фоне других учебных заведений. И три западные организации стараются активно вербовать в России новых членов. В каком-то смысле они даже соперничают друг с другом, хотя открыто этого не показывают. Во всяком случае, поговорить с корреспондентом СФ все вместе они отказались, мотивировав это тем, что "будут много дискутировать". Но так ли нужна сегодня российским школам западная аккредитация? Большинство их выпускников не планируют работать на Западе, и международная аккредитация не является для них фактором, серьезно влияющим на выбор учебного заведения. Кроме того, получение западных сертификатов качества обходится школе слишком дорого, в среднем в 20–50 тысяч долларов, при этом велика вероятность отказа. "Можно ли, получив западную аккредитацию, увеличить вдвое стоимость обучения? Нет. Тогда зачем эта головная боль, отвлечение преподавателей и серьезных финансовых ресурсов, если школа не получит никаких серьезных конкурентных преимуществ?" – рассуждает один трезвомыслящий декан. Но если не сейчас, то, возможно, в чуть более отдаленном будущем российские школы станут чаще задумываться о соответствии своих программ западным стандартам. Как говорит советник президента AACSB Стивен Уотсон, "это часть новой аудиторской культуры, в которой живет нынешний мир". |