07-12-2005 Станет ли классический full-time MBA достоянием истории
По мере укрепления международного рынка бизнес-образования расширяется и целевая аудитория бизнес-школ. Мировой рынок бизнес-образования показывает положительную динамику. Исследования доказывают, что рекрутеры в следующем году планируют посетить больше бизнес-школ, степень удовлетворения выпускников ценностью диплома находится на высочайшем после 2001 года уровне, а фактический уровень зарплат у принявших предложение о работе все чаще превышает первоначальные ожидания. "Рынок по-настоящему укрепился, - говорит Дэйв Уилсон, президент Совета GMAC, занимающегося администрированием экзамена GMAT и исследованиями в сфере бизнес-образования. – Положительная динамика по регистрации на сдачу экзамена GMAT позволяет делать очень хорошие прогнозы на следующий год". На данный момент число зарегистрировавшихся превосходит аналогичные прошлогодние показатели на 10 тысяч. Динамика подачи заявлений для сдачи экзамена GMAT традиционно считается объективным показателем для прогнозов по числу аппликантов, однако процесс подготовки и подачи документов может занимать достаточно много времени. В отчете по британским бизнес-школам, к примеру, ситуация весьма неоднозначная. Интересно, что многие бизнес-школы получают сегодня больше заявлений от желающих поступить на дневные программы МВА. Некоторые наблюдатели считают, что популярность МВА больше никогда не сможет выйти на прежний уровень. По мнению заместителя директора программ full-time MBA школы Lancaster Криса Сондерса, условия рынка определяются поведением аппликантов. "Если раньше желающие поступить на программу МВА подавали заявления сразу в пять-шесть школ, то сегодня число заявлений от одного человека чаще всего не превышает одного-двух". Исследования GMAC, посвященные анализу поступающих в бизнес-школы заявлений, также свидетельствуют о возможном сдвиге рынка в сторону программ формата part-time. Сегодня все больше аппликантов предпочитают получать МВА без отрыва от основной работы. Эту тенденцию подтверждают абсолютное большинство британских бизнес-школ. Так, несмотря на снижение числа заявлений на программы full-time, школы Warwick и Manchester в своих отчетах пишут о росте популярности их программ формата part-time МВА. Есть мнение, что в течение следующих нескольких лет рынок МВА будет переживать радикальные перемены. По словам Стефана Бурсо, директора программ МВА французской Audencia Nantes School of Management, программы классического направления generalist MBA, скорее всего, постепенно уйдут в историю. Он также считает, что все больше школ станут предлагать программы со специализацией в определенной сфере. Это могут быть, к примеру, инновации. С этой точкой зрения не согласна вице-президент по внешним отношениям GMAC Дафна Аткинсон. Она уверена, что переход к программам формата part-time является реакцией на изменения в экономическом климате, обусловленной "исключительно практическими" причинами. Вместе с тем, продолжает она, классический формат программ full-time MBA не перестанет быть актуальным. Это лучший выбор для тех, кто планирует сменить сферу профессиональной занятости. |