07-12-2005 Бизнес-образование: движение от отдельных тренингов к комплексным программам
Российский рынок бизнес-образования находится в стадии роста. Для того чтобы этот процесс был более динамичным, компаниям, предоставляющим услуги такого рода, необходимо решать целый комплекс проблем – от создания системы стандартизации деятельности до разработки методик оценки эффективности бизнес-тренингов. Такие экспертные мнения прозвучали в ходе Национальной конференции "Перспективы развития бизнес-образования в России", организованной ассоциацией профессиональных участников краткосрочного бизнес-образования (АРКО). Что касается перспектив, то будущее бизнес-образования – за движением от разрозненных тренингов к комплексным программам. Говоря о проблемных аспектах развития рынка бизнес-образования, президент ассоциации АРКО Александра Тимошенкова отметила, что в настоящее время этот рынок является хаотичным, поэтому не существует системы стандартизации деятельности тренинговых компаний. "Следующая проблема - маленький информационный поток, - сказала она. - Потребитель не может узнать всю информацию для того, чтобы выбрать подходящую ему компанию". Что касается методик выбора тренинговой компаний, то основная сложность заключается в том, что эти методики пишутся самими тренинговыми компаниями, то есть "под себя". По мнению президента ассоциации АРКО, необходимо инициирование создания организации, которая могла бы разработать соответствующие методики. Также трудности возникают и при оценке результатов деятельности компании. Что касается малого предпринимательства и развития бизнес-образования в регионах, то президент ассоциации АРКО обозначила следующую проблему. По ее словам, хорошие тренинговые компании предоставляют на все услуги высокую цену, что не всегда доступно представителям малого и среднего бизнеса. "Многие стремятся в предприниматели, но не все таковыми становятся, - сказала она. - Знания необходимы, но вложить большие деньги в бизнес-образование могут не все". По ее оценке, решение данной проблемы возможно при взаимодействии государства с частными тренинговыми компаниями. Старший консультант МАГ КОНСАЛТИНГ Татьяна Астахова сообщила, что сейчас на рынке бизнес-образования основное количество образовательных программ и бизнес-тренингов являются краткосрочными. По ее мнению, такого рода программы должны быть комплексными и системными. "Краткосрочные программы не дают должного багажа знаний", - пояснила она. Что касается регионального рынка, то, по словам Т. Астаховой, его отличает высокая стоимость бизнес-тренингов и ограниченное число предложений. По словам старшего консультанта, основные потребители образовательных услуг бизнес-школ - это люди, которые хотят добиться больших успехов в карьере путем получения дополнительных профессиональных навыков. "80–90% - это частные лица, которые платят из своего кармана", - уточнила она. – А 10–15% учатся за счет средств компаний". Причем эти компании, как правило, относятся к числу крупных. В отношении основных современных направлений обучения в бизнес-школах представитель компании МАГ КОНСАЛТИНГ выделила несколько самых основных. Первое, рабочая и управленческая практика должны дополнять друг друга. Второе, компании ориентированы на конкретные результаты, поэтому они должны принимать участие в разработке критериев обучения. Третье, сами обучаемые должны помогать адаптировать программы к реальным потребностям. Говоря о развитии рынка бизнес-образования, она отметила, что рынок растет и этот процесс будет продолжаться. При этом в ряде его сегментов уже настала "эпоха насыщения". Например, диплом MBA не является приоритетом при приеме на работу. Что касается перспектив развития рынка бизнес-образования, то Т. Астахова сообщила, что большие перспективы связаны с сотрудничеством предприятий реального сектора экономики, бизнес-школ и консалтинговых компаний. Бизнес-школа при таком сотрудничестве получает возможность разрабатывать отраслевые целевые программы для конкретных сегментов образовательного рынка. В свою очередь, предприятие будет иметь возможность разработать курсы для внутрикорпоративных нужд, а также создать внутри предприятия институт обмена опытом в целях повышения мотивации сотрудников. Кроме того, итогом такой совместной работы станет формирование на предприятии "фабрики управленческих идей". Главный редактор журнала "Персонал-Микс", профессор Санкт-Петербургского государственного университета Вера Минина акцентировала внимание на том, что рынок бизнес-образования богат предложениями, поэтому клиентам тяжело ориентироваться в выборе тренинговой компании. "Это относится в первую очередь к рынку Москвы и Санкт-Петербурга, но региональный рынок тоже развивается", - уточнила она. Выбор услуг широкий - от тренингов продаж до корпоративных тренингов. По мнению В. Мининой, главная проблема – это повышение эффективности обучения бизнес-тренингам. По ее словам, в настоящее время назрела потребность двигаться от разрозненных тренингов к комплексным программам. "Тренинг может предоставить хороший багаж знаний по отдельной теме, но если он существует вне системы, то может не дать никакого эффекта", - пояснила она. Причем компании, покупающие подобного рода услуги, не понимают этой взаимосвязи и предъявляют потом "необоснованные претензии". В заключение В. Минина, говоря о методах выявления недобросовестных поставщиков образовательных услуг, сообщила, что в данном вопросе лучше ориентироваться на репутацию компании на рынке. |