СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
14-01-2002  Хорошее образование моде не подвластно

   Качественное образование – непреложная ценность, которая, несмотря на новые тендениции и направления, останется таковой всегда.
   "Мир изменился навсегда – ничего уже не будет, как раньше", – вот общая тональность сегодняшних дней. Что ж, первый год нового тысячелетия и правда изменил действительность – резко и, честно говоря, неожиданно. И все же остались в нашей жизни ценности, непреложность которых пока еще никто не берется оспаривать: скажем, хорошее образование – это по-прежнему хорошо, а отсутствие такового – по-прежнему плохо. Хотя и в образовательной сфере наметились совершенно новые тенденции, начали развиваться новые направления, о которых рассказала наш давний партнер и постоянный собеседник – руководитель образовательной фирмы "Парта – Центр международных контактов" Ирина Алексеевна Мочалова.
   – Разговор об общем состоянии дел в области зарубежного образования я считаю нужным начать не с того, что изменилось, а с того, что осталось неизменным. Уходящий год еще раз подтвердил (по крайней мере, для нас, для "Парты"), что наше понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, было и остается верным.
   Вкладывая деньги в образование, люди вкладывают деньги в лучшее будущее. Состоится оно здесь, в России или за рубежом – это уж у кого как сложится. Но я совершенно уверена, что рассматривать заграничное образование как способ "свалить" из России – глубоко порочно, ошибочно. Учеба за рубежом, будь то краткосрочные языковые курсы или длительные академические программы, – это всего лишь способ расширить свой кругозор, понять окружающую тебя действительность, интегрироваться в мировой объем знаний. И, кажется, нам удалось убедить в правильности своей позиции наших подопечных.
   У "Парты" очень большой опыт работы. При таком опыте мы можем из массы предложений, поступающих из-за рубежа, отфильтровать, отобрать лучшее. Прошедший год еще раз показал: хорошие учебные заведения пользуются спросом всегда, они не подвержены влиянию моды или изменчивым веяниям времени. Одно время был всплеск интереса к США, потом – к Австралии, недавно россияне начали уделять повышенное внимание Канаде. Но какая бы страна не была в данный момент "на гребне волны", студентов из России получают только те школы, колледжи и университеты, которым реально есть, что предложить. Это я к тому говорю, что учеба за границей сама по себе уже мало кому интересна; интересны становится уровень образования и перспективы.
   Например, сейчас большую активность на российском рынке начали проявлять новые инженерные школы разных стран. Но ведь российское инженерное образование до сих пор остается очень сильным. Поэтому, ведя переговоры, мы, естественно, начинаем придирчиво выяснять: а что вы можете предложить нашим студентам? Стоит ли им ехать к вам, платить деньги – или в России они могут получить более качественную профессиональную подготовку? Еще раз повторю: эпоха бездумного увлечения зарубежным образованием в нашей стране, похоже, кончилась навсегда.
   Возможно, еще и потому, что среди потенциальных студентов и особенно среди аспирантов заграничных университетов все больше людей, получивших деньги не от папы с мамой, а заработавших самостоятельно. Они очень четко понимают, чего хотят добиться, зачем им нужна ученая степень. И если учесть, что хорошее образование – это шанс на будущее, то по опыту скажу: чем труднее человеку дались деньги на учебу, тем полноценнее он использует этот шанс. А вот "халявщики" могут этот шанс упустить, где бы они не учились, хоть в Кембридже.
   Вот уже несколько лет подряд мы пытаемся донести до наших подопечных мысль о том, что одного иностранного языка теперь уже недостаточно. И, кажется, нам это удалось: 2001 год – год всплеска интереса россиян ко второму иностранному языку. Кстати, среди "языковых" студентов появились старшеклассники, которые хорошо знают, скажем, английский, и выбирают второй язык (будь то немецкий, французский или популярный сейчас испанский) с дальним прицелом, понимая, зачем они его учат, где и как собираются применять. Правда, если программы "учеба плюс отдых" работают у нас в стране хорошо, то вот другие программы – "учеба плюс работа" используются россиянами мало и редко. И зря. Ведь даже если вы не получите денег за cвою работу, вы обретете много больше – практику и, главное, рекомендательные письма от компаний, в которых вы трудились. А ведь хорошо известно: и наших, и зарубежных работодателей сейчас интересует не столько наличие диплома и престижность вуза, который вы окончили, сколько ваш предыдущий опыт. Наличие такового свидетельствует: молодой специалист нацелен на работу, он уже попробовал себя в разных фирмах, в разных областях, и если остановился на чем-то, то не случайно. Его выбор сделан сознательно – стало быть, и перспективы у него лучше, чем у того, кто пришел прямо из-за студенческой скамьи.
   Если же говорить конкретно о направлениях, то англоязычные страны по-прежнему удерживают пальму первенства по числу студентов из России. Хотя стоит отметить, что в этом году был небывалый всплеск интереса россиян к Франции, к ее школам и университетам. Даже несмотря на то, что поступить во французские университеты непросто, да и бюрократическая процедура там более сложная, чем в англоязычных странах, – скажем, в университет надо записываться уже в январе. После того, как некоторые российские образовательные компании, в том числе и наша, побывали на крупной международной выставке в Канаде, заметно активизировалось и канадское направление. Но с Канадой ситуация особая. Если честно, то серьезно на работу с Россией нацелены только лингвистические школы и колледжи, да еще три-четыре, может пять канадских университетов. И, в основном, те, где есть русские сотрудники, которые смогли убедить руководство университета: российские учащиеся – серьезные, умные, перспективные. Остальные университеты Канады довольно прохладно относятся к России и не спешат идти на контакты.
   Конечно, события 11 сентября внесли некоторый сумбур – что скрывать, истерия существует, от поездок в США люди если и не отказываются совсем, то, по крайней мере, переносят их. Частично это затронуло и Канаду. Но надо учитывать, что Канада слишком притягательна для тех, кто ставит перед собой не только образовательные, но и, скажем, иммиграционные цели.
   А вот что стало для "Парты" совсем новым направлением, появившимся именно в 2001 году, – это учебные программы североевропейских стран, Норвегии и Швеции. Странно, но до сих пор наш образовательный рынок мало обращал внимание на Скандинавию – а ведь это наши ближайшие соседи, и уровень преподавания там очень высокий, хотя само образование по большей части бесплатное. Добавьте к этому отличную экологию, абсолютно спокойную жизнь – и вы поймете, что Швеция и Норвегия в скором времени станут мощнейшими конкурентами не только для далеких Австралии, США и Канады, но и для более близких нам Великобритании, Ирландии, Франции, Германии.
   Вообще, если бы цены на обучение в Австралии и, скажем, в Великобритании были сопоставимы, то россияне наверняка отдавали бы предпочтение Европе. Но пока цены – серьезная составляющая выбора страны обучения. В этом смысле Россия все еще переживает последствия августовского кризиса 98-го года. До "черного августа" были безумно популярны очень дорогие образовательные программы. Теперь спрос на них минимален, а самыми востребованными являются программы, цена которых колеблется в пределах от $10.000 до $15.000 за год. То есть людей интересует образование качественное и, в то же время, относительно недорогое.
   В разговоре о тенденциях этого года нельзя не отметить и такой факт: зарубежные университеты начали "поворачиваться лицом" к нашему среднему образованию. Известно, что сразу после школы россиянину практически невозможно поступить в заграничный университет – приходится сначала либо заканчивать 1-2 курса российского вуза, либо учиться на foundаtion-программах. Но мы смогли убедить партнеров в Шотландии и Англии, что российские школы дают хорошую, качественную подготовку. И теперь подопечных "Парты", имеющих хороший аттестат (скажем, не ниже 4,8) и не испытывающих языковых проблем, некоторые английские и шотландские вузы готовы брать прямо после школы. Не знаю, кто как, а я лично считаю это большой победой. Надеюсь, не последней.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"