СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
28-12-2005  Рейтинг учителей будет зависеть от родителей учеников

   Министерство образования и науки планирует поменять систему аттестации учителей. Вместо казенных тестов, показывающих уровень знаний педагога, и бесчисленных открытых уроков и контрольных для детей, может быть введено комплексное изучение деятельности учителя. На характеристику преподавателя будут влиять мнения коллектива школы и родителей учеников.
   Министерство образования и науки всерьез взялось за изучение уровня профессионализма российского учителя. Уже разработана новая система аттестации педагогов. Вполне вероятно, что она будет введена в действие уже в следующем году. Научный коллектив, состоящий из специалистов в области образования, предложил определять уровень знаний и опыта учителей с помощью трех составляющих. В качестве первого пункта предлагается сделать постоянный мониторинг деятельности учителя. "Постоянный мониторинг деятельности заключается в определении уровня класса, который взял учитель, - объяснил "Новым Известиям" один из разработчиков новой системы, руководитель Центра качества образования Академии социального управления, заслуженный учитель Владимир Солдатов. - Этот уровень замеряется в начале года, через полгода и в конце года. Тогда будет видно, продвинулись ли ученики в своих знаниях или нет. Тогда можно будет аттестовать учителя по результатам его работы, соотнеся качество его работы и его разряд". В данном случае результат работы педагога будет виден по оценкам в тетрадках учеников и по их дипломам за победы в конкурсах, олимпиадах и конференциях. Учитель со своей стороны может предоставить комиссии сертификаты об обучении на курсах повышения квалификации и авторские методразработки.
   Вторым пунктом предлагается ввести опрос преподавательского коллектива школы, который лучше знает достоинства и недостатки конкретного педагога. "Только чтобы решение выносили все преподаватели школы, а не только администрация, - говорит Владимир Солдатов. - Ведь администрация школы может преследовать свои интересы. А третьим составляющим станет мнение родителей. Надо будет лучше продумать формы опроса родителей, чтобы они не просто называли фамилию лучшего учителя, а перечисляли качества, которые, по их мнению, должны быть у хорошего учителя, а потом указывали, у какого учителя эти качества присутствуют".
   Сейчас в школах действует система аттестации, которая не в силах правильно оценить уровень учителя. И настоящие профессионалы вынуждены оставаться на небольших разрядах, только мечтая о высшей квалификации. Кроме того, методы, по которым определяется уровень профессионализма учителя, до сих пор не закреплены юридически.
   "В 1995 году Министерству юстиции были поданы тарифно-квалификационные требования, но по каким-то причинам их не утвердили, - сообщил Владимир Солдатов. - Эти требования были разосланы по регионам как "примерные", но юридической силы они не имеют. А в 2000 году было принято федеральное положение об аттестации педагогических кадров, по которому сейчас все и ориентируются. В нем предлагается применять вариативные формы для определения уровня знаний и опыта учителя, но какие это формы - не написано".
   Пришлось регионам самим придумывать эти формы, которые сводятся к двум пунктам - квалификационные экзамены в виде тестов, экзамена или творческого задания и работа комиссии, которая приезжает и в течение 2-3 дней оценивает работу педагога. В это время учителя находятся на грани нервного срыва, пытаясь хорошо выглядеть в глазах комиссии. Доходит до того, что учитель заранее раздает детям бумажки с вопросами, которые будут заданы на открытом уроке или на контрольной. Детям же приходится писать массу контрольных, которые не запланированы и являются дополнительной нагрузкой. Вот и получается, что лучшими оказываются те педагоги, кто обладает большей стрессоустойчивостью и артистическими навыками.
   В том, что нынешняя система аттестации не дает правильной картины, уверены и директора школ. "Никакие дополнительные проверки в институте, никакие тесты не смогут показать уровень профессионализма учителя, - сообщила "НИ" директор московской школы ~56 Вера Кондратенко. - Учителя надо изучать на месте его работы по тому, как он общается с учениками, как о них отзывается, по тетрадям учеников. Ведь учитель должен быть не только специалистом с широким кругозором, но и духовным, душевным человеком. Если учитель подходит к ученикам без души, он не профессионал".
   АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"