СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
16-01-2002  Дистанционное обучение в МГУ

   В 1995 году была разработана и принята «Концепция создания и развития системы дистанционого образования (СДО) в России». Предполагалось, что в стране появится единая СДО, финансируемая частично из госбюджета, частично на коммерческой основе. Но деньги из госбюджета на реализацию программы так и не были найдены. Поэтому в настоящее время развитие ДО идёт в основном на основе самоокупаемости или за счёт субсидий из местных бюджетов. МГУ использует ДО как дополнительный метод для работы со своими филиалами и сотрудничества с другими университетами. Преподавателям предлагается размещать свои лекционные курсы в Интернете. Причём написание и публикация курса происходят одновременно. Кроме этого, преподаватель выносит на сайт экзаменационные и тестовые вопросы, а также другую информацию, которую считает важной. Например, списки литературы, отсылки к новым публикациям, сведения о конференциях и конгрессах и т.д.
   Закон о ДО как о самостоятельной форме обучения пока не принят. Поэтому, для использования в обучении дистанционных технологий необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством трёх форм получения образования: очную, очно-заочную (вечернюю) или заочную.
   Приём и все виды аттестации в процессе обучения, включая государственную итоговую аттестацию, осуществляются только в порядке, предусмотренном вышеназванными формами обучения, и предполагают реальный, а не дистанционный контакт со студентами. В настоящее время только международные проекты ДО позволяли осуществлять и само обучение, и даже получение диплома именно дистанционно. Например, Международный центр ЛИНК, представляющий Открытую школу бизнеса Открытого Университета Великобритании выдаёт дистанционные сертификаты и дипломы британского образца. Московский институт электроники и математики совместно с Нью-Йорским университетом проводили ДО с использованием Интернета, когда экзамены принимались по факсу. Была организована целая видеоконференция через спутник, и даже защита некоторых дипломов проходила дистанционно. Но оказалось, что организация процесса стоит очень дорого, поскольку для защиты дистанционных дипломов использовались видеоконференции в реальном масштабе времени. К тому же спутниковый телемост – наиболее дорогостоящее мероприятие, а при передаче информации через Интернет из Москвы в Америку (и вообще на большие расстояния) возникает много помех на линиях связи, и скорость передачи информации ещё достаточно низкая. Поэтому, учитывая этот опыт, а также отсутствие правовой базы, МГУ развивает ДО в рамках существующих форм обучения в соответствии с законодательством РФ «Об образовании». Факультеты МГУ размещают в Интернете очень подробный список учебных курсов по кафедрам и семестрам, с краткими аннотациями. А также программы, практикумы, задачи, электронные учебные пособия. Некоторые факультеты представляют лекции в звуковом варианте и при наличии звуковой карты в компьютере, их можно прослушивать в домашних условиях.
   Очень популярной формой ДО в МГУ становится форма «Вопросов и ответов». Вопросы поступают преподавателям по электронной почте со ссылкой на раздел курса, по которому они заданы. Это позволяет преподавателям открыть соответствующий раздел и ответить на вопрос, щёлкнув мышкой по этой ссылке в своей почтовой программе. Если поступают одинаковые вопросы, то преподаватель отбирает их как наиболее типичные и включает в качестве составной части в раздел своего курса, дав исчерпывающие ответы.
   ДО в МГУ развивается, в основном, только последние два года и ещё только начинает набирать опыт. 19-21 декабря в Екатеринбурге прошла межуниверситетская конференция «Дистанционное образование – будущее России», где была представлена программа развития ДО в 21 веке.
   Станет ли ДО самостоятельной формой образования – это большой вопрос. Ведь нет никаких способов определить, что сдаёт экзамены и получает диплом дистанционно именно человек, с которым ведётся обучение, а не его «помощник». Это может стать возможным только в случае «обесценивания» дипломов. Скажем, когда при приёме на работу человек будет проходить проверочные тесты и испытания на свой уровень квалификации. При других же вариантах, ДО в качестве самостоятельной формы образования легко превратится в «покупку» диплома престижного вуза узаконенным образом.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"