СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
19-01-2002  Stanford Business School: «Мал золотник да дорог»!

   В мире бизнеса размеры компании имеют огромное значение. Это в полной мере относится, как к производству стали и полупроводниковой промышленности, так и к банковскому делу. Крупнейшие производители обладают неоспоримым преимуществом. Тогда почему Стэнфордская бизнес-школа строит свою стратегию на поговорке о том, что «мал золотник, да дорог»?
   Школа Стэнфорд, находящаяся в непосредственной близости от Silicon Valley, каждый год принимает всего 360 студентов МВА, это меньше половины того количества студентов МВА, которых зачисляют такие школы, как Гарвард или Уортон. Стэнфордская школа не предлагает какие-либо специализированные курсы, например, маркетинг или финансы, нет и программы part-time MBA.
   Что касается программы Executive (краткие курсы, предназначенные работающим менеджерам), то в Стэнфорде ее размер составляет всего лишь пятую часть программы, предлагаемой кем-то из главных конкурентов школы на восточной побережье.
   Роберт Джосс, декан Стэнфордской бизнес-школы хорошо осведомлен об этом явном противоречии. Профессор Джосс занял свою нынешнюю должность в 1999 году, ранее он работал в сфере банковского дела (Well Fargo, Сан Франциско и Westpac, Австралия).
   Джосс считает, что обучение менеджменту это не бизнес. «Наличие знаний определить очень легко, а образование – нет. Мы предлагаем студентам получить высококачественный опыт. Если вы попробуете измерить его по какой-то шкале, то вам это не удастся» – говорит он.
   Мысль декана ясна: время, проведенное в Стэнфорде, будет напряженным периодом, ведущим к переменам в жизни. Бизнес-школа предлагает приобрести лучший продукт по лучшей цене: подумайте о Порше, а не о Понтиаке или Пежо.
   Таким образом, стратегия школы работает. Стэнфорд получил 5000 заявлений от кандидатов на последнюю программу МВА. Средний результат теста GMAT у принятых абитуриентов – 718 баллов. Школа не испытывает недостатка в выдающихся личностях, желающих потратить на учебу 2 года и 100.000 долларов.
   Но может ли производитель высококачественного продукта, занимающий определенную нишу, продолжать процветать на рынке бизнес-образования, который становится все более доходным? В прошлом году в Северной Америке степень МВА получили 100.000 человек. Задача Джосса - убедить потенциальных студентов и работодателей в том, что выпускники Стэнфорда представляют собой сливки общества.
   Фактически, Стэнфорд не защищен от давления конкурентов. Школа быстро расширяется, конечно, по своим меркам. В середине 90-х годов ХХ века через кампус «проходило» всего 900 человек в год: это были студенты МВА, ученики годичной программы школы Sloan, люди, проходящие курсы executive, студенты докторской программы. В текущем году общее количество людей в кампусе - около 1700 человек, эта цифра возросла благодаря развитию области executive обучения.
   «Мы почти достигли предела возможного, - говорит Джосс. Хотелось бы верить, что все 1700 человек являют собой образцы лидерских качеств и интеллекта. Пусть лучше будет так, чем набирать 4.000 студентов в год. Если выбрать последнее, то программа постепенно станет «разбавленной», и уже никакие меры не помогут сделать так, чтобы в аудитории на занятии было 100 человек».
   Джосс продолжает: «Нам нравится, когда люди говорят, что после приезда в Стэнфорд их жизнь изменилась, как изменилось и мышление».
   Слова декана помогают понять, почему Стэнфорд никогда не запустит программу part-time MBA. По той же причине школа не желает предоставлять бизнес-образование посредством высоких технологий.
   Что же еще накладывает ограничения на дальнейший рост школы? Дело в том, что в Стэнфорде всего 100 преподавателей, все они высококвалифицированные профессора, среди них 3 обладателя нобелевской премии. Но даже нобелевские лауреаты не могут вместить в 12-ти часовой рабочий день 20 часов преподавания.
   Возникает другой вопрос: почему бы не нанять большее количество преподавателей? Ответ возвращает нас к позиции школы относительно процесса обучения.
   Стэнфорд рассматривает себя как школу, предоставляющую прекрасное образование в области general management. Для школы крайне важен междисциплинарный подход, возможный благодаря немногочисленному преподавательскому составу. Найм большего количества профессоров будет означать развитие той структуры, которой Стэнфорду долгое время удавалось избегать.
   Дэвид Крепс, профессор микроэкономики и помощник декана, говорит, что программа школы обладает достаточной гибкостью, чтобы собрать воедино курсы, дающие широкий спектр перспектив.
   Однако маленький размер школы Стэнфорд все же имеет отрицательные стороны. Например, это проявляется в executive обучении: у школы нет достаточного количества преподавателей, чтобы вести курсы executive круглый год. Школа страдает и с финансовой точки зрения, так как программы executive приносят большую прибыль.
   «Мы надеемся на поколение, которое чувствует себя ответственным за будущее. Нашу модель обучения нелегко воспроизвести, к тому же она не лишена риска» – считает Джосс.
   Воплощение этой модели не представляло для школы проблему. Стэнфорд имеет огромный доход, на который и полагается. Бывшие выпускники не скупятся на пожертвования. Здания, расположенные в самом сердце кампуса, современны и хорошо оборудованы. Профессор Джосс обладает ресурсами для эксперимента с наиболее дорогим вариантом обучения – интенсивными недельными семинарами, на которых студенты сосредотачивают внимание на отдельной теме бизнеса и менеджмента.
   «Богатство учебного опыта просто ошеломляет» – говорит Джосс о пилотных проектах. Интенсивность. Эксклюзивность. Стэнфорд! По материалам Financial Times.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"