20-01-2002 Нефундаментальные издания
Российский рынок бизнес-литературы в прошедшем году доказал, что развивается в унисон с самим бизнесом: издательства переориентировались с фундаментальных на узкоспециализированные книги. Толстые учебники "сразу и обо всем" уже не в ходу. "Фундаментальные издания по финансам или экономике уже прочитаны, базовые курсы прослушаны. Сейчас специалистам нужны узкопрофильные издания, причем преимущественно не по теоретическим, а по прикладным экономическим дисциплинам, как маркетинг или менеджмент", - говорит Алексей Саватюгин, генеральный директор индексного агентства "РТС-Интерфакс". Многие издательства уже отреагировали на запросы рынка. "Мы все чаще выпускаем книги крохотными тиражами по 1000 - 3000 экземпляров, рассчитанные на небольшую аудиторию", - рассказывает Александр Лиманский, заместитель главного редактора издательства "Альпина Паблишер", специализирующегося на деловой литературе. Это издательство ориентируется на такие книги, как, например, "Организация управления хлебопекарным предприятием" или "Торговля опционами: спекулятивные стратегии, хеджирование, управление рисками", выпущенные в прошлом году тиражом 3000 экземпляров каждая. Два лидирующих российских издательства бизнес-литературы - "Питер" и "Инфра-М" - тоже отмечают, что в 2001 г. уделяли повышенное внимание узкоспециализированным книгам. Но в списки бестселлеров подобные малотиражные издания вряд ли попадут. В рейтинге самых продаваемых книг крупнейшего российского распространителя деловой литературы, компании "Дом деловой книги" лидируют законы и нормативные акты, большинство из которых актуальны лишь в течение нескольких месяцев. "Такие издания, как закон "О защите прав потребителей" или "Налоговый кодекс", выпускаются тиражами до 30 000 экземпляров и всегда пользуются хорошим спросом", - объясняет Анатолий Андреев, заместитель генерального директора компании по коммерческим вопросам. Бестселлеры здесь легко предсказуемы: в прошлом году раскупали вторую часть Налогового кодекса, вступившего в силу в этом году, а хитом наступившего года будет недавно принятый Государственной думой Кодекс законов о труде, прогнозирует представитель "Дома деловой книги". Эксперты в один голос говорят, что на книжном рынке по-прежнему не хватает изданий, подготовленных на основе примеров из российского бизнеса. Поэтому неудивительно, что книга "Семь нот менеджмента", подготовленная по материалам публикаций журнала "Эксперт", вышедшая уже пятым изданием, занимает 1-е место в рейтинге продаж. Как сообщили "Ведомостям" в ЗАО "Журнал "Эксперт", с момента выхода первого издания книги в 1997 г. было продано 80 000 экземпляров. Впрочем, отмечает Анатолий Андреев из "Дома деловой книги", это объясняется также тем обстоятельством, что "Семь нот менеджмента" раскручивается на страницах этого авторитетного делового журнала. Впрочем, другие российские издательства тоже начали привлекать отечественных авторов или иллюстрировать переводные книги российскими примерами. "При подготовке книги Филипа Котлера [ "Основы маркетинга"] мы добились от него разрешения вставить несколько примеров из российской практики", - рассказывает генеральный директор издательства "Питер" Елена Никольская. Но, похоже, ждать качественных книг о российском бизнесе осталось недолго. За последний год оборот книгоиздательского рынка так и не преодолел прошлогодний показатель - около $600 млн. Конкуренция на российском книжном рынке вынуждает издателей повышать качество выпускаемой литературы и искать новые ниши - в том числе на рынке деловых изданий. |