24-01-2006 Нужен ли в России еще один "Гарвард"?
Недавно в России громко заявили о создании бизнес-школы мирового уровня, наподобие университета "Гарвард". Правда, тут же некоторые эксперты высказали свое сомнение о необходимости реализации этого проекта. Ведь сейчас в России работает 30 аккредитованных бизнес-школ, а, как известно, качество от количества не зависит. Российские власти активно развивают Северо-Западный регион России и последовательно превращают "Северную Пальмиру" в интеллектуальную столицу страны. Недавно в Санкт-Петербург было принято решение о переводе Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. А на днях полномочный представитель президента РФ в СЗФО Илья Клебанов провел заседание, на котором было решено создать в северной столице бизнес-школу мирового уровня. На этот проект уже выделено 500 млн рублей. Реализовывать столь смелые планы предполагается на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Как заявила ректор Санкт-Петербургского государственного университета, академик РАО, профессор Людмила Вербицкая в новой бизнес-школе смогут обучаться примерно 2 тыс. человек по программам бакалавриата, магистратуры, MBA, MBA Executive. Правда, по мнению многих экспертов, выделяемые государством деньги недостаточны, чтобы новую бизнес-школу можно было равнять на ведущие бизнес-школы планеты. Как отмечает вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректор ИМИСП Сергей Мордовин, "сегодня вся послевузовская система образования регулируется рынком. Когда государство тратит деньги, причем очень незначительные, на образование бизнесменов - это смотрится, как минимум, странно. Не верю, что на государственные деньги можно создать серьезное учебное заведение и достойно поддерживать его существование". Получить бизнес-образование в России сегодня можно почти в каждом крупном университете. Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ. Как правило, программы, по которым предлагают обучиться российским студентам разработаны совместными усилиями российского ВУЗа и западной бизнес-школы. Нередко обучение ведется только на русском языке и отечественными преподавателями, хотя знание делового английского языка - обязательное требование. По окончании курса выпускник получает дипломы российского и западного образцов. Как правило такой диплом не высоко ценится на Западе, ведь все иностранные бизнес-школы, работающие в России, не входят в десяток лучших. Существует также ряд школ, которые предлагают адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. На Западе главным показателем престижности бизнес-школы является его положение в рейтинге, которые составляются ни один десяток лет. В России такие рейтинги также существуют, однако их довольно много и первые строчки там могут занимать совершенно разные университеты - где-то лучшими признаются школы при старинных, советского образца университетах (например, при МГУ или Академии народного хозяйства), а где-то - новые коммерческие школы 7-14 лет от роду. Оценить же качество получаемого в таких бизнес-школах образования довольно сложно. В классическом варианте бизнес-школа дает хорошие знания в сфере управления, систематизирует полученный опыт, студент получает возможность завязать новые знакомства. Но самое главное - позволяет получить более высокую зарплату и обеспечить карьерный рост. Большинство абитуриентов в России ориентируются на престижность учебного заведения, на то "чтобы была приличная корочка", больше ни на какие блага не рассчитывая. Связи, конечно, также можно завести, но вот все остальное - не гарантировано. На Западе бизнес-школы отбирают лучших из лучших абитуриентов, у нас же - берут всех, кто может заплатить за довольно дорогое, по российским меркам, образование. Из-за этого - усредненные программы, расчитанные на средний уровень знаний. В России, в отличие от Запада, в бизнес-школе учиться не трудно, поэтому нередко там обучают "прописным истинам", а доля теоритических знаний довольно высока. А из-за отсутствия четких критериев оценки бизнес-образования даже работодатели и рекрутеры больше ориентируются на репутацию ВУЗа, а таких на рынке - не больше десятка. Таким образом создание еще одной бизнес-школы проблемы качественного бизнес-образования не решает. Скорее, российским ВУЗам требуется отрабатывать свои программы, повышать качество образования, нарабатывать опыт и улучшать репутацию. А на это необходимо ни один десяток лет безупречной работы. |