23-01-2002 Повышение квалификации - организация эффективного обучения
Ежегодно растет число слушателей факультета повышения квалификации Удмуртского института государственной и муниципальной службы, филиала Уральской академии государственной службы в городе Ижевске. За время его существования более 5 тысяч государственных и муниципальных служащих, более 100 групп, на различных учебных курсах повысили уровень своих знаний. Сегодня мы выполняем государственный и муниципальный заказ органов государственной и муниципальной власти по утвержденному Правительством УР графику повышения квалификации кадров управления. Виды обучения зависят от возможностей слушателей: с отрывом от работы, вечерние, выездные, дистанционные. Так, в этом году по просьбе глав сельских администраций организованы занятия для управляющих делами восьми северных районов Удмуртской Республики (105 чел.) на базе администрации г. Глазова. Подобные выездные курсы повышения квалификации для руководителей уже прошли в Кизнерском, Юкаменском, Як-Бодьинском районах. Новой формой, рассчитанной на самостоятельное получение знаний при помощи компьютерной технологии без отрыва от основной деятельности, стало дистанционное обучение по программе "Государственное и муниципальное управление". Первыми, кто успешно прошел его, стали специалисты администрации города Ижевска, а также группа заместителей министров в составе Г.Ю. Липиной (Министерство социальной защиты УР), Э.И. Тыцкой, Ю.Г. Блохина, В.А. Гаврилова (Министерство здравоохранения УР), А.А. Соколова (Министерство экономики УР). Последней учебной группой 2001 года была группа аппарата Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР (министр В.Ф. Загайнов). Завершающим этапом учебы была защита выпускных аттестационных работ. Сегодня акцент в обучении переносится на конкретные запросы самой профессии и индивидуальные потребности, личностные качества управленца. Потому учебные планы - это не набор отдельных дисциплин по направлению программы "Государственное и муниципальное управление", а глубоко продуманная система организации учебного процесса для каждой группы государственных и муниципальных служащих. Какие знания наиболее необходимы для той или иной категории управленцев, какие темы следует включить в практические занятия, кого из руководителей пригласить для обсуждения актуальных проблем? Эти вопросы всегда решаются совместно с министерствами и ведомствами, чьи слушатели приходят на ФПК, а также с управлениями Администрации Президента и Правительства УР, в первую очередь с Управлением государственной службы и кадровой работы (начальник А.Н. Скобкарев). Хочется выразить признательность за это всем руководителям, в том числе министру финансов В.В. Бельтюкову, министру социальной защиты населения УР С.И. Андреевой, министру экономики В.Н. Захваткину, министру культуры Л.И. Пескишевой, председателям комитетов по делам архивов и ЗАГС при Правительстве УР Н.К. Коробейниковой и Л.В. Лукинской, а также организаторам первых среди министерств и ведомств вечерних курсов повышения квалификации председателю Госкомитета УР по физкультуре и спорту Г.И. Кремеру и его заместителю Д.И. Шавкунову. Опыт показывает, что "ключевой компетенцией" для государственных и муниципальных служащих являются владение информацией, проблемы эффективного общения (не случайно постоянной стала просьба об увеличении часов на психологический тренинг), умение готовить документы и влиять на принятие решений. Потому в учебный план включаются дисциплины общие, необходимые для всех категорий управленцев, и дисциплины специальные. Например, для работников кадровых служб большая часть учебного времени отводится вопросам психологии, управления персоналом, делопроизводства, для юристов - проблемам работы юридических служб, исполнения законодательства о государственной службе, особенностям подготовки нормативных актов, для муниципальных служащих - основам местного самоуправления и т.д. Управленческим кадрам для результативной работы важны не только новые знания и навыки, но и такие личностные качества, которые бы оказывали положительное влияние на профессионализм служащих. Этому способствует активизация учебного процесса с помощью модульной системы обучения, использования тестов, тренингов, выездных практических занятий, компьютерных технологий. Модульная система обучения позволяет рассматривать актуальные вопросы как теоретически, так и с точки зрения их практического воплощения. Например, первоначально научное изучение особенностей социальной политики, ее основных принципов и приоритетов в условиях рыночной экономики продолжается и конкретизируется затем на встречах с работниками "социальных" министерств, на "круглых столах" по обсуждению проблем физического и нравственного здоровья подростков и молодежи, оказания социальной помощи незащищенным слоям населения: пенсионерам, детям, инвалидам. Особое значение имеют встречи и живое общение государственных и муниципальных служащих с первыми лицами Удмуртской Республики. Взаимный обмен мнениями по важнейшим проблемам социально-экономического развития создает основу для правильного решения на местах многих вопросов. Ежегодно перед слушателями ФПК выступают более 30 руководителей самого высокого уровня, начиная с Президента УР А.А. Волкова, Председателя Госсовета УР И.Н. Семенова, Председателя Правительства УР Ю.С. Питкевича и его заместителей, министров и их заместителей. Обсуждаемые вопросы становятся затем предметом решения на уровне Правительства и Госсовета УР. Так, вопрос о различном статусе глав сельских администраций в разных районах республики нашел свое решение в проекте Закона о сельской и поселковой администрации, который готовится к принятию. Или другой пример: на занятиях многие главы сельских администраций предлагали создать координационный совет для обсуждения готовящихся решений и законодательных актов, связанных с их деятельностью. И такой совет был создан при Председателе Госсовета УР в октябре 2000 года. Сейчас этот совет работает при Президенте УР А.А. Волкове. К сожалению, повышение квалификации еще не связывается напрямую с карьерными изменениями, увеличением оплаты труда. И все же результатом повышения квалификации, учитывая краткосрочность курсов, является и то, насколько разбужен творческий потенциал, если не потребность, то стремление к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. |