24-01-2002 Две точки зрения, два диплома
Если вы в будущем видите себя топ-менеджером, занятым в международном бизнесе, и при этом размышляете, куда пойти учиться, возможностей у вас много: «i» регулярно пишет о программах МВА, или Master of Business Administration. Некоторые из них совместно созданы российскими и западными школами бизнеса. О каких-то мы уже рассказывали в наших материалах; о других вам еще предстоит узнать. И если вы связываете свое будущее не только с бизнесом, но и с Францией – читайте внимательно. Двенадцать лет назад появилась необходимость готовить специалистов для французских предприятий, которые хотели открыть свои представительства в России. Для этой цели в МГУ имени М. В. Ломоносова появилась Франко-российская программа международного менеджмента. Сейчас ее прослушали уже четыреста человек, все их имена занесены в реестр, откуда черпают сведения о перспективном персонале французские фирмы и их представители. – Наши выпускники работают в таких компаниях, как «Алкатель», «Данон», «Рено», в фармацевтических, косметических, нефтяных компаниях, – рассказывает администратративный директор программы Изабель Галкин. – В течение нескольких месяцев работу находят все. Программа стремится дать слушателям нужные знания в сжатые сроки, поэтому обучение укладывается в год (обычный срок для программы МВА – два года), но совмещать учебу с работой нельзя. Это не значит, что сюда поступают только студенты: опыт работы желателен. Один и тот же предмет ведут два преподавателя – французский и российский, один излагает европейскую точку зрения на предмет, другой – российскую, так что выпускник должен получиться всесторонне подготовленным. Все французские преподаватели (а их 60%) работают во Франции в учебных заведениях при Торгово-Промышленной палате; остальные 40% – преподаватели экономического факультета МГУ. Среди дисциплин – налогообложение, управление финансами фирмы, международный контракт, логистика, управление персоналом, управленческий контроль, деловой французский язык, семинар «менеджмент и стратегия», основы маркетинга, правовые основые предпринимательства, бухучет. Во время учебы слушатели пишут свой проект-исследование – и учатся не только применять на практике свои теоретические познания, но и работать в группе. И в международном окружении. – К нам поступают не только студенты из СНГ и Франции, – рассказывает г—жа Галкин, – но и и из других стран. Поначалу это создает проблемы: представители разных национальностей сильно отличаются друг от друга по менталитету, имеют разные взгляды на жизнь и на работу. В прошлом году в составе одной группы над проектом-исследованием работали россиянка, француженка и девушка с Мадагаскара. Они долго не могли найти общий язык, чуть не плакали, прибегали ко мне жаловаться друг на друга. В итоге все наладилось, и их работа оказалась самой лучшей. Кстати, любопытно, что сейчас большинство студентов на программе – девушки. Видимо, они более пробивные и целеустремленные. Тему каждого проекта предлагает определенное предприятие; его представитель вместе с преподавателем курирует работу группы. К примеру, недавно студентам заказало исследование одно химическое предприятие, пожелавшее узнать, какой репутацией оно пользуется в обществе. Группа должна оценить реальную ситуацию и дать свои рекомендации предприятию, так называемый «план действия». После того, как студенты защитят свой проект на комиссии, один экземпляр работы отсылают на предприятие. Предприятия заинтересованы в новых грамотных сотрудниках, поэтому они иногда предоставляют стипендии: например, в течение последних трех лет два французских предприятия предоставили четыре стипендии. Но чаще студенты сами платят за обучение (это, к слову сказать, $3.000 в год). В рамках программы проводят презентации французских и совместных предприятий: чтобы и слушатели представляли себе, что их ждет в будущем, и руководители предприятий могли найти специалистов, подготовленных по западным стандартам; кстати, среди этих руководителей есть и выпускники программы. Стажировки занимают 3-5 месяцев и проходят в России (тогда стажировка бесплатная) или во Франции (дорога и проживание за счет предприятия). Как правило, стажировка оплачивается. 80% выпускников трудоустраиваются на те предприятия, где проходили стажировку. Дипломы, которые получают выпускники, высоко котируются и в России, и во Франции: это государственный диплом МВА, выдаваемый экономическим факультетом МГУ и Мастер Торгово-промышленной палаты Парижа. Для поступления на программу необходимо иметь не меньше четырех лет вузовского образования (или степень бакалавра), быть младше 35 лет, владеть русским и французским языком. Желательно знание английского. Претенденты сдают вступительные экзамены в июне и августе (в Москве, в центрах изучения французского языка в некоторых городах России и в Париже). Сначала нужно сдать письменный тест TAGE – MAGE (это французский эквивалент GMAT, он включает в себя задания по логике, французскому языку и математике); затем пройти собеседование с приемной комиссией. Кстати, конкурс на программу довольно велик: 80 претендентов на 30 мест. |