СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
25-01-2002  Российский рынок дистанционного обучения: конкуренты только начинают узнавать друг друга

   Возможность обучения посредством интернета сегодня уже перестала удивлять. В "паутине" без особого труда можно найти курсы по душе или по потребностям - что кому ближе. Самые популярные позволяют заговорить по-английски, познать все тонкости работы с компьютером или подготовиться к поступлению в вузы. Менее востребованными считаются разнообразные специализированные курсы (за исключением экономических дисциплин) - на них могут научить библиотековедению, риэлторским навыкам, азам психологии и прочим премудростям. А порой в интернете можно встретить и экзотику вроде уроков "Фэн Шуй", погружения в "Экологию сознания" и даже онлайн-тренинга "Как выйти замуж за иностранца".
   Для осуществления дистанционного обучения "владельцы" курсов используют те или иные программные продукты - системы дистанционного обучения (СДО). Они могут быть разработаны хозяевами курсов, куплены ими у производителей данного ПО или арендованы. В любом случае, у таких систем есть авторы-разработчики, и в данном обзоре мы остановимся именно на таких компаниях, выделив из них отечественных производителей.
   Если говорить о России, то до определенного времени рынок систем дистанционного обучения здесь был развит достаточно слабо. Когда же у наиболее продвинутых компаний стали появляться потребности в продуктах такого рода, а затем - возможности и желание тратиться на них, на российский рынок СДО вышли известные западные бренды: IBM, Cisco, Oracle.
   Доминирование крупнейших иностранных компаний было вызвано как отсутствием российских аналогов такого рода систем, так и высоким качеством предлагаемых продуктов (ну и, разумеется, "раскрученностью" известных марок).
   Бесспорно то, что системы, предлагаемые западными брендами, отличаются огромными функциональными возможностями. Однако часто они оказываются не по карману большинству российских заказчиков (к примеру - бюджетным вузам). Кроме того, импортные СДО требуют либо дружеских отношений с иностранными языками, либо готовности решиться на их доработку, необходимую в каждом конкретном случае. И то, и другое не лучшим образом сказывается на желании клиента их приобрести.
   Поскольку потребность в программных продуктах для "обучения на расстоянии" у российских заказчиков с каждым днем становилась все больше, начала расти и активность отечественных компаний, способных осуществить разработку таких систем. По мнению автора, такая тенденция стала заметной именно в минувшем году.
   В течение последнего времени российские фирмы одна за другой стали предлагать клиентам альтернативы импортным СДО. Вместе с тем, говорить о том, что российский рынок этих продуктов уже сформирован, пока преждевременно. В пользу данного суждения говорит простой факт: пока отечественные разработчики анонсируют свои системы как нечто исключительное, не имеющее аналогов в нашей стране, и это объясняется не столько намерением успешнее "продвинуть" разработку, сколько тем, что фирмы-конкуренты почти ничего не знают друг о друге.
   Попробуем взглянуть на игроков российского рынка СДО поближе, а заодно и перезнакомить их между собой.
   "Институт виртуальных технологий в образовании" Одной из наиболее популярных систем дистанционного обучения (особенно в российских образовательных структурах) является "Прометей". Она представляет собой программную оболочку, обеспечивающую дистанционное обучение и тестирование слушателей и позволяющую управлять деятельностью виртуального учебного заведения.
   СДО "Прометей" выпускается Негосударственным образовательным учреждением "Институт виртуальных технологий в образовании" и имеет трехлетнюю историю. Разработчики системы отмечают такие особенности своего детища, как: наличие интерфейса на четырех языках (помимо русского, - украинский, казахский, английский и испанский), простоту в освоении, формат HTML, возможность встраивания готовых электронных курсов, гибкую систему тестирования, невысокие требования к компьютерам, наличие централизованной базы данных и множество других возможностей.
   Как рассказал CNews.ru ректор Института виртуальных технологий в образовании Валентин Гаркуша, продажами своей разработки учреждение занялось в 2000 году, до этого система проходила опытную эксплуатацию.
   "К декабрю 2000 года нами было произведено шесть инсталляций "Прометея" - пять лицензий русскоязычной версии в России, одна - на Украине. Годовой оборот компании составил $40 тыс., - заявил он. - В течение прошлого года фирма осуществила 15 установок СДО. Мы ожидаем, что годовой оборот компании достигнет порядка $120 тыс.".
   2001 год был отмечен для "Прометея" локализацией на украинский и казахский языки, первыми установками в Казахстане и Белоруссии, получением сертификата соответствия от Министерства образования РФ, а также присвоения его разработчикам звания "Лауреат ВВЦ".
   Кроме того, сотрудники Института виртуальных технологий в образовании создали сайт www.ecourses.ru, предназначенный для бесплатного размещения предложений о продаже и покупке электронных курсов. "Проценты с продаж мы брать не собираемся", - отметил Валентин Гаркуша.
   Одним из главных событий года фирма считает подготовку выхода новой версии своей СДО. "Мы можем доказать, что та версия, которая появится в продаже в январе, интересней и богаче как "заморских", так и отечественных систем, - рассказывает г-н Гаркуша. - Новая версия "Прометея", которую захотят установить покупатели ранее выпущенной, будет для них бесплатной. Организации смогут ее внедрить "поверх" имеющейся, сохранив при этом все свои данные и увеличив функционал. А для новых заказчиков вышедшая версия по стоимости не будет отличаться от предыдущей".
   Кстати, упомянув о стоимости, г-н Гаркуша не стал называть конкретные цифры, однако отметил, что она варьируется в зависимости от заказчиков, предъявляющих разные требования. Организациям требуется различная доработка ПО, поэтому с ними складываются разные финансовые отношения. Учебным заведениям "Прометей" обойдется вдвое дешевле, чем коммерческим заказчикам. Единственное, что никак не влияет на цену - число пользователей СДО. "Это то, что отличает нас от многих систем. Заказчик платит только за систему, установленную на сервере", - пояснил г-н Гаркуша.
   По его мнению, дистанционное обучение нашему государству с его огромными территориями необходимо, и с каждым годом рынок ДО становится все более востребованным, потому что и учебные заведения, и коммерческие структуры понимают, что деньги нужно экономить. А дистанционное обучение позволяет это сделать и (при квалифицированном уровне его организации) получить хорошие результаты.
   Одной из IT-компаний, наиболее активно развивающей направление дистанционного обучения как составную часть интеграционных проектов и предлагающей услуги в этой области своим заказчикам, является "Микротест". Технология, разработанная специалистами этого системного интегратора, была опробована в рамках реализации проектов в МПС.
   ("Микротест" в качестве системного интегратора выполнил проект по созданию сети передачи данных, объединившей 3000 ЛВС предприятий МПС, что создало условия для внедрения информационно-управляющих систем, развертывания систем телемедицины, дистанционного обучения, технологической видеоконференцсвязи, ЭПС.) По разработанному в Учебном центре курсу было проведено дистанционное обучение свыше 400 специалистов всех 17 железных дорог России. Программа курсов была нацелена на освоение навыков работы с системами видеоконференцсвязи, сетевым оборудованием и программным обеспечением по управлению сетями. Систему дистанционного обучения собственной разработки "Микротест" использует и для подготовки своих сотрудников. Такая система развернута на интранет-сайте компании.
   По словам директора Учебного центра "Микротест" Марины Слепцовой, у дистанционного образования есть ряд преимуществ по сравнению с очным. Курсы, предлагаемые, в частности, "Микротестом", могут продолжаться до двух месяцев, при этом стоимость обучения одного сотрудника заказчика будет вдвое ниже, чем при очной форме (от $200 до $500) и не будет зависеть от длительности".
   Вообще в "Микротесте" считают, что стоимость дистанционного образования, которая уже сейчас на 40-50% дешевле очного, будет снижаться по мере увеличения клиентской базы. В дальнейшем фирма намерена заняться продажами своей системы дистанционного обучения (как учебного контента, так и программного продукта), созданием и продажей собственных "отчуждаемых" курсов. Быть может, с необходимостью решения таких объемных задач связана и одна из недавних перемен в компании - перевод ее учебного центра из Екатеринбурга в Москву.
   Вот что рассказал CNews.ru системный инженер Учебного центра "Микротест" Андрей Иваницкий.
   - Рынок дистанционного обучения в России в настоящее время только формируется. Коммерческие учебные центры начинают предлагать различные программы ДО, в основном, используя свои веб-сайты. Однако общее отставание России в плане доступности интернета населению сдерживает расширение этого рынка. Надеемся, что государственная поддержка (например, программа "Электронная Россия") снимет в некоторой степени остроту этой проблемы.
   Если говорить о рынке корпоративного дистанционного обучения, то "Микротест" находится на лидирующих позициях. Это достигается сбалансированностью методических и технологических аспектов обучения в предлагаемых компанией решениях.
   Наши предложения учитывают особенности дистанционного обучения - поддержку тренинга как основной формы подготовки и переподготовки кадров, территориальную распределенность центров обучения и преподавателей. Кроме того, корпоративные сети передачи данных (СПД) в настоящее время предоставляют возможности, недоступные интернету, - например, возможность проведения учебных видеоконференций в полноэкранном режиме и с высоким качеством.
   Предлагаемые на рынке "коробочные" продукты для ДО обычно не учитывают таких особенностей и не позволяют использовать потенциал корпоративных СПД.
   В настоящее время доля дистанционного обучения в обороте компании составляет менее 1%, но столь скромная цифра совершенно естественна для выводимых на рынок технологий и в ближайшее время будет расти.
   "Микротест" сейчас завершает второй из проектов по дистанционному обучению в МПС, - по подготовке администраторов сетей. Всего предполагается обучить 350 человек. В планах компании - совершенствование технологий и методик дистанционного обучения, предложение заказчикам новых компонентов, например, полностью интегрированного с технологиями обучения "конструктора" для быстрого создания учебных курсов.
   Летом прошлого года свой программный продукт "СТ Курс", предназначенный для организации дистанционного обучения, представила российская компания Cognitive Technologies.
   Содержание курсов и программу обучения заказчик этого продукта (равно как и многих других СДО) будет определять и размещать в системе самостоятельно. В качестве возможных направлений применения "СТ Курса" Cognitive рассматривает общее бизнес-образование, специализированное обучение, мониторинг уровня знаний персонала, сертификацию клиентов и т. п.
   К особенностям технической стороны "СТ Курса" можно отнести высокую скорость обработки запросов пользователей и небольшой объем передаваемых данных, что позволяет комфортно работать обладателям низкоскоростных линий связи.
   В режиме самостоятельного обучения слушатели и преподаватели курса работают с СДО "СТ Курс" в любое удобное время; в лекционном режиме - участники курса в определенные дни и часы недели находятся в виртуальном классе и взаимодействуют друг с другом в интерактивном режиме посредством чатов.
   В качестве дополнительных возможностей для учащегося разработчики отмечают словарь, список литературы, графические иллюстрации, аудиозаписи, видеоролики, а также средства самоконтроля. Кроме того, посетитель сайта www.ctkurs.ru имеет возможность пройти ознакомительное обучение, зарегистрировавшись в качестве гостя.
   Cognitive продает "СТ Курс" как в виде "коробочного" продукта (стоимость которого -- от $7 до $100 тыс. в зависимости от количества модулей, числа слушателей и т. п.), так и на правах аренды - Application Servise Providing (ASP). В этом случае ежемесячная плата за использование системы составляет от 3 до 5% суммы, полученной пользователем за обучение слушателей.
   Компания надеется со временем создать на базе своего ПО "банк" учебных курсов, где будет предусмотрена возможность обмена курсами между пользователями системы. По прогнозам Cognitive, уровень годовых продаж коробочного варианта "СТ Курса" должен выйти на $3 млн., а за ASP фирма надеялась получить к концу 2001 года свыше $450 тыс. в квартал.
   Точка зрения менеджера по продажам компании Cognitive Technologies Алексея Арлазарова на перспективы российского рынка СДО столь же оптимистична, как и мнение остальных респондентов: поскольку дистанционное обучение незаменимо в силу возможности экономии времени и средств, рынок данных программных продуктов будет расти. Как рассказал CNews.ru г-н Арлазаров, на российском рынке СДО "СТ Курс" конкурирует лишь с двумя продуктами: зарубежным LearningSpace от IBM Lotus и отечественным "Прометеем". Однако, если первый продукт для российского пользователя слишком дорог и требует адаптации, то второй из перечисленных уступает "СТ Курсу" по другой причине - он менее функционален.
   В настоящее время, по словам г-на Арлазарова, Cognitive завершает проект по внедрению у одного из заказчиков купленной им СДО. Кроме того, порядка 4-5 фирм уже стали использовать "СТ Курс" на правах аренды (правда, назвать клиентов компании, сославшись на конфиденциальность подобной информации, Алексей отказался).
   Динамика, с которой появляются новинки на отечественном рынке СДО, свидетельствует об определенном его росте. Один из последних по времени анонсов был сделан в начале ноября 2001 года компанией "Город-Инфо", выпустившей новую версию системы интерактивного обучения "ИнтраЗнание". Система предназначена для самостоятельного обучения сотрудников предприятий навыкам работы с офисными приложениями, а также для проведения других обучающих курсов. Новая версия с расширенным функционалом включает в себя модуль дистанционного обучения - электронные учебники; модуль практических интерактивных тренингов по пройденным курсам и модуль аттестации. Система строится на основе веб-технологий и использует интерактивные Shockwave-ролики, разработанные фирмой "ГородИнтерактив" (дочерним подразделением "Город-Инфо"). Визуальные и звуковые "подсказки" обеспечивают наглядность и эффективность обучения. Данные о результатах тестирования и уровне квалификации сотрудников доступны для просмотра как администратором системы, так и руководством компании.
   В качестве "клиентского" приложения используется стандартный веб-браузер, что избавляет от необходимости устанавливать программу на каждое рабочее место. Система является открытой, заказчик может расширять ее, добавляя новые учебные курсы.
   Как рассказала CNews.ru менеджер по маркетингу и связям с общественностью компании "Город-Инфо" Светлана Семеновская, СДО "ИнтраЗнание", позволяющая проводить обучение сотрудников без отрыва от работы, появилась летом 2000 года. Первая версия была предназначена для дистанционного обучения офисным приложениям Word, Excel, Outlook, Explorer и в качестве корпоративного инструмента была установлена в компании "Татнефть" и в Министерстве Финансов РФ. В настоящее время число пользователей "ИнтраЗнания" составляет примерно 1100 человек. Исходя из потребностей заказчика, система может продаваться как вместе с контентом, так и без него.
   Г-жа Семеновская не стала уточнять, какова стоимость системы, предлагаемой фирмой, однако отметила, что клиентами "ИнтраЗнания" могут стать средние и крупные компании, а также фирмы, имеющие разветвленную сеть филиалов.
   На сегодняшний день, по словам Светланы Семеновской, компании не известны отечественные конкуренты "ИнтраЗнания" как корпоративной системы управления знаниями сотрудников. А ключевыми игроками на зарубежном рынке продуктов дистанционного обучения специалисты фирмы считают Oracle iLearning и Cisco Learning Environment.
   Большинство известных СДО предполагает для использования развитую инфраструктуру связи для работы через интернет. Но далеко не каждое отечественное учебное заведение пока имеет возможность использовать интернет-технологии в процессе обучения.
   Поэтому, с учетом российских условий, имеет смысл рассмотреть вариант реализации учебных курсов на компьютерах, связанных в локальные вычислительные сети организации и распространение учебных материалов на магнитных носителях и CD.
   Одним из сторонников такой формы обучения является компания "Информпроект" - разработчик "Программы для проектирования и выполнения мультимедийных обучающих работ "Батисфера", ориентированной на учебные заведения разного уровня и профиля.
   По утверждению разработчиков, "Батисфера" отличается от известных систем дистанционного обучения необходимой степенью адаптации к российской системе образования - требования к техническому оснащению максимально приближены к российским реалиям. Кроме того, данную систему отличает возможность сборки в единой обучающей среде готовых учебных материалов, выполненных в разных программных средах, а также вариативность ее использования.
   Так, один из вариантов предполагает возможность передачи учебных материалов слушателям по электронной почте или на дискетах. А второй, возможный при наличии в учебном заведении доступа в интернет, состоит в использовании "Батисферы" в качестве системы дистанционного обучения.
   Как рассказал CNews.ru руководитель проекта "Батисфера" Виталий Лобачев, данная система дистанционного обучения существует немногим более года. Однако за это время "Батисфера" успела поучаствовать в московской выставке "Информационные технологии в образовании", где заняла первое место. На сегодняшний день потенциальные клиенты "Информпроекта" изучают возможности "Батисферы", знакомясь с ее демонстрационной версией, а в числе состоявшихся покупателей этой системы - два-три десятка российских учебных заведений.
   По мнению г-на Лобачева, в большинстве обучающих программных продуктов, представленных на российском рынке, программная оболочка довольно жестко привязана к контенту. "Батисферу" же можно сравнить с кубиками, из которых преподаватель, не имеющий навыков программирования, может построить свой курс, выбрав по своему желанию количество лекций, тематику, и т.д. Преподавателю достаточно переложить свою методику обучения на компьютер, используя алгоритм формирования лекций, лабораторных работ и тестов, при этом подойдут любые программные средства, которыми он привык пользоваться.
   "Батисфера" состоит из двух блоков. Первый из них - Tutor (стоимостью $450) - это средство разработки курса, который преподаватель устанавливает на своем компьютере. Tutor позволяет создавать учебный материал любых типов и форм: лекции, домашние задания, лабораторные и контрольные работы, тесты, интерактивные зачеты, экзамены, электронные учебники. Причем преподаватель может при желании регламентировать время выполнения проверочной работы и устанавливать порядок допуска к следующему заданию.
   Второй блок - Reader (прокатчик курса) - предназначен для учащихся. Он позволяет прослушать лекцию, выполнить лабораторную и контрольную работу, домашнее задание, сдать зачёт и экзамен в интерактивном режиме, занести результаты тестирования в текстовый файл, отправить его по электронной почте или распечатать. Блок Reader устанавливается на ПК обучаемых. Его стоимость снижается пропорционально росту числа учащихся: для пяти слушателей цена Reader составляет $50, а для двухсот и выше слушателей - $5.
   По словам Виталия Лобачева, с февраля текущего года "Информпроект" намерен ввести новый тарифный план, где предполагается инсталляция неограниченного количества прокатчиков Reader. Такая форма продаж будет интересна преподавателям, читающим "выездные" лекции, где количество слушателей определяется на месте.
   Кроме того, в планах компании на предстоящий год - выпуск новой версии данной системы - "Батисфера 3.0". От предыдущей она будет отличаться расширенными функциональными возможностями и соответствием рекомендациям Министерства образования РФ.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"