10-02-2006 Нужен ли бизнес-образованию реальный опыт?
Сокращение числа заявлений на программы формата full-time заставило многие бизнес-школы сделать ставку на аппликантов без опыта работы. Для многих современных студентов процесс получения МВА превратился из марафона в спринтерский забег. Некоторые бизнес-школы сегодня идут на беспрецедентные изменения в политике отбора кандидатов, принимая на программы МВА часть слушателей без опыта работы. Среди них Washington University, University of Texas, Stanford и Harvard. Некоторые эксперты считают, что выгода от развития этой тенденции выгодна для всех. Университеты получают больше заявлений, а слушатели – преимущество по времени и дополнительный шанс начать свою карьеру раньше. По мнению руководителя адвокатской конторы 85 Broads Джанет Т. Хансон (Janet T. Hanson), это поможет привлечь на программы МВА больше женщин, которые к моменту создания семьи смогут достигнуть в своей карьере достаточно высокого положения. Как результат, считает Хансон, через некоторое время среди топ-менеджеров компаний женщин будет больше. В течение последних 20 лет в системе бизнес-образования опыт работы слушателей служил своеобразным отличительным признаком качественных программ. Опытные выпускники получали лучшие предложения о работе и высокие зарплаты. Это, в свою очередь, помогало бизнес-школам подняться в рейтингах на верхние позиции. Опыт работы в реальном бизнесе является неотъемлемой составляющей процесса обучения на программах МВА, где обмен знаниями между слушателями не менее важен, чем их передача от преподавателя к учащимся. Есть мнение, что ставка на недавних выпускников додипломных программ может не только нарушить тонкий педагогический баланс, благодаря которому программы МВА имеют такую высокую эффективность, но и отпугнуть старших аппликантов – главных носителей практического опыта в бизнесе. И все же некоторые школы сегодня идут на этот риск. В Rochester, например, слушатели без опыта работы составляют около 20%. По словам декана Марка Зупана (Mark Zupan), эта цифра со временем должна вырасти до 50%. В самом начале, сказал Зупан, наплыв молодых слушателей привел к некой напряженности в учебной атмосфере. Но со временем стало очевидно, что зачастую в сравнении со своими опытными сокурсниками они показывают лучшие академические результаты. Кроме этого, они получают прекрасные предложения от работодателей. Политика школы Rochester позволяет привлечь на программу МВА кандидатов, которые в противном случае в ближайшие пять лет оставались бы недоступными. К тому времени, говорит Зупан, многие из них вряд ли согласились бы оставить высокооплачиваемую работу ради двух лет обучения в бизнес-школе. Другие, продолжает он, скорее всего, отдали бы предпочтение школам из списка Top 10, в то время как Rochester считается школой "второй лиги". Укрепится ли эта тенденция и станет ли она постоянной? Есть мнение, что из-за повышения интереса к программам МВА, которое мы в последнее время наблюдаем, этого не произойдет. Но если рост интереса к бизнес-образованию не наберет необходимых оборотов, можно не удивляться, что бизнес-школы станут одна за другой вывешивать объявления, гласящие "Опыт не требуется". |