30-01-2002 МВА не выходя из дома
Западная мода на дистанционное обучение российским управленцам не по вкусу. Дистанционное электронное обучение, или e-learning – еще один способ получить степень МВА. Слушатели таких программ проходят основной курс обучения в бизнес-школах в своих родных городах с помощью Интернета. В России отношение к distance learning пока очень скептическое. Получение диплома МВА на расстоянии предлагают как минимум 60 американских и европейских бизнес-школ. Слушатели таких программ приезжают в бизнес-школы только на время сессий, которые обычно длятся две недели и могут проходить один раз в квартал или в полгода. В это время дистанционные слушатели живут в кампусах и сдают экзамены наравне с обычными студентами. Российские студенты могут пройти обучение в любой бизнес-школе, где предусмотрена такая форма обучения. Намного проще стать слушателем distance learning, чем обычной программы. Конкурса среди абитуриентов практически нет, а требования для поступления крайне либеральны – были бы у желающего получить такой диплом деньги на обучение. Единственный дополнительный фильтр – в бизнес-школы обычно не принимают людей, не проработавших хотя бы 3 – 4 года на менеджерских позициях в бизнесе. Желающих стать слушателями дистанционных программ не проверяют даже на знание языка обучения. Хотя понятно, что без языка получить диплом все равно невозможно. Срок обучения по форме distance learning слушатели тоже выбирают фактически по собственному усмотрению. Стоимость образования на расстоянии, как правило, процентов на 30 ниже стоимости аналогичной очной программы. К тому же визиты в страну расположения школы на двухнедельные сессии обходятся слушателям гораздо дешевле постоянной жизни в кампусе. Это еще один плюс дистанционного образования. Есть, правда, маленький нюанс. Программы обучения на расстоянии для высших руководителей (executive MBA) во многих школах (IMD, Fuqua, Carnegie Mellon) стоят как раз дороже на те же 30%. Со стороны школ это чистый маркетинг – у топ-менеджеров больше денег на банковском счету, но зато меньше свободного времени, они склонны выбирать обучение без отрыва от работы, так почему бы не слупить с них побольше? Вот и получается, что в школе Fuqua виртуальное обучение по программе Executive MBA стоит порядка $90 тыс. Причина роста популярности e-learning в том, что западные компании находят дистанционные образовательные курсы с наиболее оптимальной формой обучения для своих сотрудников. Так, в компании IBM за прошлый год образовательные курсы в режиме on-line прошли около 200 тыс. человек. Во время обучения сотрудники не покидали рабочие места, что было очень удобно компании. Планируется, что к 2005 году корпоративные инвестиции США в e-learning увеличатся в четыре раза и составят $18 млрд. MBA-тусовка. Однако не всем учебным заведениям виртуальное обучение приходится по душе. Есть и такие, кто настроен по отношению к e-learning негативно. К примеру, руководство Harvard считает, что по Интернету невозможно передать весь эффект образовательной программы этого учебного заведения. Такого же мнения придерживаются и в школе бизнеса MIT. Россия пытается следовать западной моде, однако дистанционное обучение у нас все еще находится в зачаточном состоянии. Зато в западных школах бизнеса на дистанционных программах обучаются сейчас порядка 500 россиян. «Дистанционные программы менее эффективны, чем традиционные, – считает Сергей Лихарев, коммерческий директор Golden Telecom и выпускник бизнес-школы Cornell. – Ведь MBA – это на 50% знания, а на 50% – возможность завязать интересные деловые связи, которые потребуются после окончания программы. А такие связи устанавливаются во время неформального общения между студентами в спортзалах, курилках, барах и других местах «тусовок» студенческой братии MBA. При дистанционном методе установить такие знакомства уже не получится». С Лихаревым согласен и Марат Удовиченко, директор проектов компании «Рунет Холдинг» в области образования. «Выпускники MBA, с которыми мне доводится общаться по роду деятельности, считают, что по окончании программы MBA лучшие вакантные места получают не те студенты, которые на протяжении учебы показывали отличные результаты, а те, кто в кампусах познакомился с нужными людьми». Дистанционное обучение нивелирует еще один плюс традиционных бизнес-школ – возможность при совместном решении кейсов ознакомиться с менталитетом и способами решения бизнес-проблем сокурсников из других стран. Это едва ли не самые полезные знания, которые выносят слушатели «реальных» программ из бизнес-школ. Итак, плюс дистанционной программы в том, что она более доступна, не так дорога и проходит без отрыва от работы. Минус – ограниченная по сравнению с очными слушателями польза программ. Пожалуй, в России дистанционное получение степени МВА – вариант для тех, кто собирается продолжать карьеру в своей нынешней компании. После завершения учебы без отрыва от производства можно потребовать от работодателя новой должности или повышения зарплаты. А то и развести начальника хотя бы на частичную оплату курса. |