03-02-2002 Программа МВА и ее интернациональные черты
Сейчас все бизнес-школы заняты тем, чтобы выйти на глобальный рынок. Угроза конкуренции со стороны других школ возрастает. Каждая школа хочет выглядеть поистине интернациональной, это касается состава студентов, преподавателей, учебных материалов. Будущим студентам МВА нужно понимать реальную ситуацию, а не полагаться исключительно на заявления школ о своей интернациональной программе. Главная проблема состоит в том, что большая доля учебного материала и в особенности «кейсов» построена на американских исследованиях американских компаний. Качество материала превосходное, но объем материала неизбежно приведет к тому, что акцент несколько сместится: будет уже не таким интернациональным, а ориентированным на американскую экономику. Эта проблема – больше, чем просто различия культур: американский, европейский и азиатский методы ведения бизнеса сильно отличаются. Иностранные студенты – важный источник дополнительных доходов для большинства школ. Сказать по правде, многие школы не смогут существовать без студентов-иностранцев. Школы заинтересованы в привлечении студентов из других стран, независимо от целей учебы. Некоторые студенты отмечают, что иностранцы могут «ограничивать» программу из-за того, что владеют языком не в совершенстве, их бэкграунд кажется чуждым. Носители языка могут чувствовать себя обязанными помогать иностранцам с грамматикой. И все-таки для тех, кто хочет учиться на интернациональной программе, нет лучшего варианта, чем общение с представителями разных культур. Нередко выпускники продолжают общаться даже спустя годы после окончания школы. Будущим студентам следует узнать о студенческом составе школы, о количестве студентов, и затем оценить, насколько интернациональна та или иная школа. Необходимо поинтересоваться и преподавательским составом. Некоторые школы убеждены, что важнее цифр может быть метод преподавания, наличие case-study (кейсы), но эти факторы абитуриенту очень сложно оценить. Все в мире относительно. Неужели американский профессор в Париже более «интернационален», чем в Бостоне? А американскому студенту, желающему попасть в интернациональную среду, будет лучше учиться в европейской школе или Гонконге, где 30% иностранцев или где 70% иностранцев? Бизнес-школы любят объединять студентов в учебные группы, где будут представители разных стран. Но часто ли на рабочем месте можно найти команду, состоящую из представителей 5-6 национальностей? Тем не менее, большое количество студентов из разных стран способствует приобретению дополнительных знаний о других культурах. Иногда программа МВА предоставляет студентам возможность провести один семестр или более в другой стране или на другом континенте. Двусторонние и многосторонние соглашения школ позволяют обмениваться преподавателями и студентами. В последнее время такая практика получает более широкое распространение, важность обменов также возрастает. Большинство школ уже заключили между собой соглашения, но у них есть 2 варианта. Некоторые школы открывают собственные кампусы в других странах, например, INSEAD сейчас имеет 2 кампуса: один во Франции, другой – в Сингапуре. Chicago University даже в своих заграничных кампусах задействует собственных преподавателей. Другие школы выступают за многонациональное сотрудничество, к ним относятся Kellogg (Northwestern University) и Тель-Авивский университет, WHU Koblenz из Германии и Hong Kong University of Science and Technology. Эти учебные заведения уже создали свои альянсы. Интернациональные курсы почти всегда преподаются на английском, но все больше школ, ориентированных на интернационализм, делают акцент на способностях кандидатов к изучению языков. Предполагается, что человек владеет одним-двумя иностранными языками. Программы МВА барселонской школы IESE и миланской школы SDA Bocconi преподаются на двух языках. INSEAD ожидает от будущих студентов беглой речи на французском и английском языках, а к моменту выпуска они должны знать еще и третий иностранный язык. Расположенный в Нью-Йорке Columbia University уделяет огромное внимание тому, чтобы студенты успешно проходили языковые курсы. Лондонская бизнес-школа тоже требует от своих выпускников знания иностранного языка. По материалам Economist.com. |