04-02-2002 Как управлять потоками информации
Взрывной характер развития информационных технологий за последние десятилетия привел к тому, что все действовавшие ранее способы добывания и монопольного владения важной информацией обветшали. Чтобы управляться с технологиями нового поколения, компаниям понадобились специалисты нового уровня. Европейские, американские, канадские, австралийские и другие бизнес-школы начали готовить топ-менеджеров с новой специализацией и присваивать выпускникам новую ученую степень Master of Business Administration in Information Technology (MBA IT). С 1997 по 2001 год спрос на IT-менеджеров опережал по темпам роста все остальные специализации МВА. Информация и в старину ценилась, как стратегический ресурс. Промышленная разведка, Мата Хари, «злые языки страшнее пистолетов». Тот, кто владеет информацией и умело пользуется ею, владеет рынком и теснит конкурентов. Секрет китайского фарфора оставался в монопольном владении сотни лет. Изобретения двадцатого века удавалось хранить в секрете иногда десятки лет, так что компании-монополисты успевали развернуть производство и сбыт и снять сливочки. На ХХI век перспектива вырисовывается такая: хорошая идея, зародившаяся в стенах НИИ или на производстве, утекает из этих стен в считанные недели. Информацию можно отправить в любую точку Земли по допотопному факсу, интернету, в ближайшем будущем – по мобильному телефону, имеющему выход в интернет. Ценную идею можно: а) спрятать под тройной защитой (это стоит немалых денег), б) сразу ее продать (пока не украли, хоть деньги выручить), в) потянуть время, создать себе некоторое преимущество, а потом продать. При квалифицированном IT-менеджменте оптимальное разрешение подобных информационных коллизий экономит компаниям существенные средства. Хранение информации, ее систематизация и накопление в банках данных, обработка, визуализация, поиск, защита от вирусов и несанкционированного доступа, оценка – какие программные продукты сколько стоят, где лучше их купить – только малая часть знаний, за которыми специалисты приходят в бизнес-школы. IT-менеджмент – дисциплина комплексная, особенно в применении к сетевому бизнесу. Сейчас каждый может открыть в сети компанию нового поколения: бюро по трудоустройству, брачную контору, консалтинговую фирму, разрабатывать и продавать обучающие программы, проводить маркетинг в сети и предлагать всем желающим ознакомиться с результатами своих исследований, разумеется, за деньги. Чтобы руководить подобного рода проектом, необходимо уметь «наводить мосты» между его технической и нетехнической сущностями. То есть понимать язык программиста, который ведает «железом», вычислительными средствами, периферийными устройствами и т. д. И понимать психолога, который рассуждает о дружественном и недружественном интерфейсе, о неаппетитности рекламы, о возбуждающей или, наоборот, успокаивающей цветовой гамме – словом, о нематериальном. Без экономических и правовых знаний в IT-индустрии рассчитывать на успех не приходится. Кстати, правовые нормы, регулирующие все, что связано с куплей-продажей, пиратским копированием, взломом чужих банков данных и прочими перемещениями информации, постоянно дорабатываются. А в университете Калифорнии Лос-Анджелеса (UCLA) даже полагают, что Cyberspace Law – отдельная, новая юридическая дисциплина. Когда речь идет о быстро устаревающих и непрерывно обновляющихся знаниях, естественная форма обучения – работа над конкретным проектом и разбор практических задач-кейсов под руководством опытных специалистов. В основном бизнес-школы так и строят свой учебный план. Перечислим несколько зарубежных учебных заведений, где можно получить Graduate, Postgraduate и MBA-IT: The Wharton School University of Pennsylvania (USA), Katz Graduate School of Business University of Pittsburgh (USA), University of Birmigham (UK), European University (12 кампусов в 7 европейских странах – Испании, Португалии, Нидерландах, Германии, Греции, Швейцарии и Польше), International University in Geneva (Switzerland), Oxford Brookes University (UK) и другие. |