СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
05-02-2002  Рейтинг американских вузов

   Каждую осень родители американских seniors (старшеклассников) начинают традиционный ритуал - штудируют журналы со свежим рейтингом американских вузов. Еще 12-15 лет назад этот рейтинг можно было найти в очень небольшом количестве специальных изданий (Gourman Report, Rugg’s Recommendations on the Colleges, и еще одно-два издания). Сейчас свои варианты рейтинга предлагают не менее дюжины публикаций, ранжирующих вузы по самым различным категориям, от научной репутации профессуры и стартовой зарплаты выпускников, до мощности студенческой радиостанции и количества потребляемого на кампусе пива.
   Революция началась в 1983 г., когда один из трех крупнейших американских еженедельников U.S. News & World Report опубликовал свой рейтинг 50 лучших вузов. Этот номер разошелся с невиданной быстротой, и соответственно подскочила подписка на журнал. С тех пор U.S. News публикует свой рейтинг ежегодно.
   Почин подхватили не только прямые конкуренты Time и Newsweek, но и деловые журналы Money и Kiplinger Review (предлагающие списки вузов, наиболее выгодных в финансовом плане - так сказать, "больше знаний на доллар"), и даже Yahoo, который отслеживает вузы с наилучшей интернетовской оснащенностью. Однако рейтинг U.S. News традиционно остается наиболее популярным.
   Насколько важен рейтинг с практической точки зрения? Вопрос неоднозначный. С одной стороны, существующая система рейтинга вызывает множество нареканий, главным образом из-за ее субъективности и отсутсвия четких критериев. В 1996 г. президент Stanford University Герхард Каспер опубликовал открытое письмо редактору U.S. News с резкой критикой публикуемого журналом рейтинга. Основной аргумент Каспера сводился к тому, что резкие скачки в рейтинге за один год (например, в 1996 г. Harvard переместился c 1 места на 3, Stanford - с 3 на 15, Duke - с 13 на 4) не могут быть объяснены никакими объективными причинами - ситуация в университетах просто не меняется с такой скоростью. Каспер обвинял журнал в произвольном манипулировании критериями рейтинга, с целью искусственного подогрева читательского интереса. U.S. News опубликовал пространное опровержение, однако уже через 3 года продемонстрировал правоту Каспера: после того, как в 1998 первое место поделили Harvard, Princeton и Yale, в 1999 г. журнал решил "потеснить фаворитов" (кому это интересно - все и так знают, что они лучшие...) и поставил первым California Institute of Technology (Caltech) - вуз с превосходной репутацией, но на первенство никогда не претендовавший. А еще через год первым оказался... Stanford (от комментариев воздержимся).
   С другой стороны, при всех недостатках рейтинга, у его сторонников есть один, но весьма убедительный аргумент - несмотря ни на что, публика обращает на него внимание. Самые ярые критики рейтинга в администрации университетов знают это и делают все возможное, что повысить рейтинг своего учебного заведения. Некоторые университеты прибегают с этой целью к довольно неожиданным приемам - например, отказывают в приеме лучшим абитуриентам(?!). Как это связано с рейтингом? Очень просто. Одним из важнейших параметров при определении рейтинга является yield (в данном контексте это слово можно перевести как "отдача"). Yield - это доля принятых вузом студентов, которые фактически в этот вуз пойдут. Обычно эта величина составляет 20-30%: студенты в США как правило подают заявления в 8-10 вузов; примерно половина из этих вузов их может принять, поэтому среднестатистический студент отклоняет несколько предложений о приеме. Чем выше yield, тем выше рейтинг - yield в Harvard и Princeton обычно находится в пределах 50-55%, и это считается очень высоким показателем. Поэтому приемная комиссия, скажем, Suffolk University в Бостоне, котирующегося за пределами первых 50, получив документы блестящего студента, тянущего на Harvard, вполне может рассудить, что студент этот к ним все равно не пойдет, что он подал в Suffolk просто для подстраховки - и отказать ему в приеме. Бывает (хотя и редко), что практика эта приводит к катастрофическим результатам для сильных абитуриентов: в лучшие вузы они не попадают - все-таки конкуренция очень велика, - а более слабые их отклоняют как "слишком хороших"...
   Разумную альтернативу традиционному рейтингу предлагает популярный справочник Barron's. Вместо того, чтобы упорядочивать сотни вузов, Barron's предлагает более реалистичный подход, классифицируя вузы по шести категориям - most competitive, highly competitive, very competitive, competitive, less competitive, noncompetitive. В первую категорию (most competitive) входят несколько десятков ведущих вузов, на которые могут претендовать абитуриенты с большинством оценок A ("отлично"), высокими результатами тестов SAT (стандартизированный тест, который сдают американские старшеклассники) и TOEFL (250 и выше по компьютеризованной системе). Особняком стоят 10-12 "супервузов", к которым относятся 8 старейших вузов Ivy League ("лиги плюща"), плюс, возможно, Stanford, Massachusetts Institute of Technology (MIT), Caltech.
   Часто задают вопрос, насколько важно принимать во внимание рейтинг вузов? Ответ, наверно, таков: рейтинг важен, но пользоваться им надо разумно.
   Во-первых, надо понимать, что для всех практических целей разницы между первым и десятым - или даже двадцатым - вузом по существу нет. Ваши шансы устроиться на работу или репутация в научном мире заметно отличаться не будут.
   Во-вторых, важен не столько общий рейтинг вуза, сколько то, чтобы он высоко котировался в интересующей вас специальности. Так, если вас интересуют инженерная специальность, то наряду с MIT или Stanford, вас вполне могут устроить гораздо более доступные вузы, например Rensellaer Polytechnic Institute (New York), Boston University, Case Western Reserve University (Ohio). Или, если вас интересуют практические навыки бизнеса, вполне можно выбрать находящиеся в пригороде Бостона специализированные бизнес-колледжи Babson College или Bentley College. (Кстати, не надо бояться слова college: оно в США отнюдь не означает учебное заведение низшего разряда, как полагают многие. Так, Dartmouth College - один из вузов Ivy League, а Boston College опережает в престижности Boston University).
   Наконец, третье - и очень важное - соображение: лучше быть отличником в среднем вузе, чем "троечником" в престижном университете, на который вы явно не дотягиваете. GPA (средний балл) является очень важной характеристкой резюме студента и играет существенную роль при поиске работы.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"