07-02-2002 Российскому рынку бизнес-образования не хватает квалифицированных преподавателей и подготовленных абитуриентов
Рынок бизнес-образования в России находится в равновесии. Предлагаемые бизнес-школами программы MBA (Master of Business Administration - "Мастер делового администрирования"), предназначенные для подготовки менеджеров высшего уровня, соответствуют спросу: как по количеству выпущенных специалистов, так и по качеству образования. Потенциальная же потребность в высококлассных управленцах намного превышает количество слушателей в российских бизнес-школах. Для того чтобы эта потребность переросла в реальный спрос на услуги бизнес-школ, должны существенно возрасти как уровень подготовки поступающих, так и качество предоставляемого образования. Где учат В отличие от Америки и Европы, где история бизнес-образования насчитывает несколько десятков лет, опыт российских бизнес-школ в области подготовки квалифицированных менеджеров едва перевалил за десять лет. О том, как был подготовлен первый выпуск российских специалистов со степенью MBA, рассказывает Станислав Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса "Мирбис": "В 1989 году мы с участием ведущих ученых и практиков из восьми стран мира разработали первую программу MBA для России. И тут мы обнаружили, что учить некого. Не в том смысле, что люди, умеющие управлять бизнесом, были не нужны. Просто не было людей, готовых учиться по этой программе. Мы искали слушателей по всей стране: требовались граждане до тридцати пяти лет, с опытом работы, знающие английский язык. Нашли более семисот желающих, и в регионы поехали отборочные комиссии, в составе которых были и наши эксперты, и зарубежные. В результате в Москву пригласили сто тридцать три человека. Итальянцы - соучредители нашей школы - их вновь протестировали и сказали, что тех, кто может учиться по программе MBA, среди них нет. Тогда мы устроили специальные курсы для кандидатов на обучение по MBA, на которые мы взяли тридцать три человека. Через два месяца было очередное тестирование. В результате на программу MBA мы взяли тринадцать слушателей". Этот опыт показал, что слушателей для программ MBA нужно сначала вырастить. Именно этим и стали заниматься первые российские бизнес-школы. В начале девяностых они проводили краткосрочные курсы повышения квалификации в сфере управления бизнесом. Рассказывает ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Сергей Мясоедов: "Целью таких краткосрочных программ был элементарный ликбез - познакомить первых предпринимателей с базовыми понятиями рыночной экономики. Западные преподаватели собирали тысячные аудитории, рассказывая элементарные вещи. Нормы прибыли у этих курсов были просто фантастические - до двухсот-трехсот процентов годовых". Головокружительные прибыли закончились с окончанием гайдаровской реформы цен. Люди более не желали учиться, и тысячи мелких центров прекратили свое существование. Те же школы бизнеса, которые все-таки сумели выжить, сегодня составляют костяк системы российского бизнес-образования. Сейчас в России работает около ста школ бизнеса. Из них около шестидесяти ведут обучение по программам MBA. До 1999 года школы сами разрабатывали программы, за основу или за образец брали варианты западных программ и привлекали зарубежных экспертов. Два года назад в этот процесс включилось Министерство образования РФ. Были утверждены "Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам 'Мастер делового администрирования (MBA)'". Тогда же были отобраны по конкурсу первые пятнадцать вузов, получивших право обучать слушателей по программе MBA с выдачей госдиплома. Сегодня таких вузов уже тридцать один. Помимо бизнес-школ при вузах, работающих по государственной программе MBA, на российском рынке представлены бизнес-школы, которые проводят обучение и выдают собственный (не имеющий статуса государственного) диплом об окончании программы MBA. Некоторые вузы и школы бизнеса сотрудничают с западными университетами и выдают слушателям еще и зарубежные дипломы. Однако говорить об их абсолютной конвертируемости нельзя. Есть бизнес-школы, которые направляют все контрольные и дипломные работы слушателей (на английском языке) для проверки в западный университет и лишь после этого выдают западный диплом. В этом случае диплом, выданный в России, приравнивается к заграничному. Но бывает и так, что подобной детальной проверки уровня знаний слушателей не проводится. Одно можно сказать наверняка: среди западных бизнес-школ, выдающих свои дипломы российским слушателям, нет ни одной из верхушки рейтинга (из первой тридцатки). Чему и как учат Различие в образовании, полученном в России и на Западе, настолько велико, что ни о какой конкуренции между российскими и западными школами говорить не приходится. Руководители российских бизнес-школ говорят, что они просто ориентированы на разные сегменты. На Западе учатся люди, хорошо владеющие английским языком и стремящиеся работать за рубежом. Западные школы ориентированы на международный бизнес, и их выпускники могут работать в любой стране (одним из важных показателей, характеризующих место школы в рейтинге, является процент слушателей-иностранцев: в западных бизнес-школах он колеблется от 60% до 95%). Отечественные бизнес-школы изначально нацелены на подготовку к ведению бизнеса в России (доля иностранных слушателей достигает лишь 9%, а преподавателей из-за рубежа и того меньше). Ориентация на национальную экономику - не единственное отличие российского образования от западного. Во многих наших бизнес-школах акцент в обучении делается на получение теоретических знаний, а не технических навыков ведения бизнеса. Зачастую программы MBA по степени "теоретичности" мало чем отличаются от стандартного второго высшего образования. Между тем неотъемлемой частью курса MBA должны быть изучение практического опыта в форме case-studies (то есть разбор стратегий поведения конкретных предприятий в сложных ситуациях) и подготовка прикладных практических проектов для конкретных организаций (понятно, что в числе преподавателей обязательно должны быть практикующие бизнесмены и предприниматели). Обучение в западных бизнес-школах именно так и построено: большая часть времени отводится интерактивным методам (групповым дискуссиям, деловым играм, мозговым штурмам), когда аудитория активно участвует в учебном процессе. Метод case-study, впервые примененный Гарвардской школой бизнеса в 1924 году, считается одним из самых эффективных способов обучения менеджеров: разбору типовых ситуаций в бизнесе посвящается 35-40% учебного времени. В России даже в лучших школах бизнеса доля интерактивных методов в учебном процессе достигает максимум 40%, из них на case-studies приходится 20-30%. Сегодня вряд ли возможно приблизить российские бизнес-школы к западным стандартам образования. По мнению Сергея Мясоедова, одна из главных причин тому - неподготовленность самих слушателей: "Хороший полноценный case - это тридцать-сорок страниц текста, которые слушатель должен не просто прочитать, а изучить самостоятельно к следующему занятию. К этому наши люди не готовы: у нас другая учебная культура. Руководители, которые обучаются по программам MBA, сильно перегружены. Если мы дадим им кейс такого объема, к следующему занятию будут готовы два-три человека из группы, и дискуссии просто не получится. Но мини-кейсы (объемом две-три страницы) сейчас уже идут на ура". Конечно, у самих бизнес-школ тоже есть определенные проблемы. Например, не хватает самих кейсов. Написание кейса стоит денег - от 500 долларов до нескольких тысяч. Впрочем, крупные российские бизнес-школы готовы выделять средства на эти цели, так что дело не только в деньгах. Большой кейс предполагает два необходимых условия: наличие у рассматриваемой компании достаточно глубокой истории бизнеса и ее готовность предоставить финансовую отчетность. Главная проблема в том, что никого из преподавателей бизнес-школы (тех, кто мог бы написать кейс) не подпустят к финансовым документам российского предприятия, если только он не занимает в этой компании руководящий пост. А у руководителей, способных написать кейс, на это просто нет времени. Как правило, все российские бизнес-школы испытывают серьезные проблемы с формированием преподавательского корпуса. Сегодня от преподавателя бизнес-школы требуется, чтобы он активно участвовал в консультировании компаний, знал реалии российского бизнеса, прошел стажировку за рубежом, очень ценится и опыт в зарубежных бизнес-школах или университетах. Таких преподавателей - по пальцам пересчитать. Ни один вуз не может сформировать профессорско-преподавательский состав для своей программы MBA за счет внутренних ресурсов. Как правило, формируется сборная команда из лучших преподавателей, и нередко она кочует из одной бизнес-школы в другую. Сегодня все ведущие бизнес-школы занимаются переподготовкой преподавателей-середняков. Один из способов заключается в том, что преподаватель слушает курс у коллеги-звезды, на его основе делает свой короткий курс-пробник и потом постепенно наращивает его. Другой способ - отправить преподавателя в летнюю школу переподготовки, которая действует на базе Международного института менеджмента Санкт-Петербурга (ИМИСП). Еще один путь - проводить переподготовку на основе зарубежных грантов. Постепенно различия в западном и российском бизнес-образовании будут нивелироваться. Сейчас по качеству получаемого образования лучшие российские бизнес-школы соответствуют западным школам-середнякам. Нередки случаи, когда занятия, проведенные лучшими российскими преподавателями, оцениваются выше, чем преподавателями среднего уровня из Гарварда. Но школы, естественно, стремятся стать лучше. Как все устроено Как правило, российские бизнес-школы создаются при вузах и, по мнению ректора Института экономики и финансов "Синергия" Михаила Иоффе, это нормальная практика: "На Западе все бизнес-школы создаются при крупных университетах. К примеру, в Англии сто тридцать три бизнес-школы и сто тридцать три университета. Это наиболее рациональная форма взаимоотношений. Университет, находящийся на переднем крае науки, задает традиции обучения, предоставляет бизнес-школе широкие возможности для формирования профессорско-преподавательского состава. Бизнес-школа в свою очередь его финансово подпитывает". Западные бизнес-школы нередко имеют бюджет в десятки миллионов долларов. Это позволяет привлекать лучших преподавателей, приобретать самое современное техническое оборудование. Форма взаимоотношений вузов и существующих при них бизнес-школ - проблема для России очень важная. Достаточно прогрессивная форма введена в Академии народного хозяйства при правительстве РФ (АНХ). При АНХ создано несколько бизнес-школ, все они являются ее структурными подразделениями с правами юридического лица. Они имеют свой расчетный счет и самостоятельно распределяют полученную прибыль. Академии бизнес-школы платят 15% от оборота. Если же бизнес-школа создана при вузе на правах факультета, у нее единый с вузом бюджет, куда поступает вся плата за обучение слушателей. Для того чтобы направить средства на совершенствование образовательного процесса или на зарплату преподавателям (а она в бизнес-школах составляет 30-40 долларов в час против 150 рублей в государственном вузе), нужно получить разрешение ректора вуза. Ректор может дать согласие, а может и отказать. Российские бизнес-школы пока не позволяют вузам, при которых они созданы, существовать безбедно. Стоимость обучения в них намного ниже, чем на Западе. В московских вузах за полутора-двухгодичный курс MBA слушатели платят от 6 тыс. до 12 тыс. долларов. В регионах обучение намного дешевле: провинциальные программы обходятся слушателям в 1,5-3 тыс. долларов. По западным меркам это копейки. К примеру, обучение в западной топ-школе (первые двадцать-тридцать школ в рейтинге) стоит минимум 40-50 тыс. долларов. Кто учится Нынешние школы бизнеса набирают на программы MBA слушателей с высшим образованием и опытом работы не менее двух лет. Базовые требования к поступающим у российских и западных школ совпадают. А вот требования к уровню подготовки (знание английского языка, математики, основ экономики) существенно различаются. При поступлении в западную бизнес-школу тесты TOEFL (английский язык), GMAT (математика, логика) используются для отсеивания людей, которым освоить программу будет не под силу. Кроме того, в ходе собеседования претендент должен продемонстрировать серьезность своих намерений и лидерские качества. Поскольку в хороших бизнес-школах есть конкурс, туда попадают лучшие из соискателей. В российских же бизнес-школах тесты (как правило, на знание экономической теории и основ менеджмента) не имеют целью отсеять кого-либо из слушателей: конкурса в наших школах нет. Результаты этих тестов - это, скорее, ориентир для преподавателей, поскольку позволяют оценить стартовый уровень аудитории в целом. В редких случаях приемная комиссия может рекомендовать поступающему отказаться от обучения, например потому, что у него нет лидерских качеств. Невысокие требования к поступающим приводят к тому, что аудитория российских бизнес-школ довольно пестрая по уровню подготовки. Слушателям с экономическим образованием и большим опытом управленческой работы бывает скучно, а гуманитариям, ранее не занимавшим руководящих постов, наоборот, учиться слишком сложно. Рассказывает заместитель генерального директора ОАО "Росгосстрах" Павел Логинов (слушатель программы MBA в Высшей школе бизнеса МГУ): "Эффективность программы MBA во многом зависит от общения слушателей между собой, от работы в группах, то есть в конечном счете от практического опыта 'соседа по парте'. А у нас публика достаточно разношерстная - и по возрасту, и по уровню подготовки. Есть руководители достаточно высокого уровня, есть просто выпускники вузов. Не все слушатели могут что-то дать другим". Эта ситуация характерна практически для всех программ MBA. Об одном из редких исключений рассказывает Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса АНХ: "Не так давно у нас появилась программа MBA для слушателей, имеющих высшее экономическое образование (срок обучения сокращен до одного года, а многие предметы перезачитываются). Сейчас она является одной из самых успешных, поскольку состав слушателей достаточно однороден". Зачем учатся Окончание одной из ведущих западных бизнес-школ является гарантией быстрого карьерного роста: новоиспеченный менеджер со степенью MBA, как правило, получает несколько завидных предложений от работодателей, он может рассчитывать на определенный уровень зарплаты и на получение руководящей должности. К примеру, выпускники одних из ведущих школ - Harvard или Stanford - сразу после окончания бизнес-школы имеют годовой доход 160-165 тыс. долларов. В России же окончание бизнес-школы пока не дает ее выпускникам гарантий хорошего трудоустройства и высоких заработков: работодатели не готовы переплачивать за диплом российской бизнес-школы. Несмотря на это, обучение по российским программам MBA вовсе не бесполезно. Так, по данным Московской международной высшей школы бизнеса "Мирбис", зарплата слушателей программы MBA увеличилась в два-три раза. Из группы, закончившей обучение в Институте экономики и финансов "Синергия" в 2000 году, 30% улучшили материальное положение, 20% поменяли работу, три человека открыли собственный бизнес. Но по программе MBA учатся не только ради знаний. К числу главных побудительных мотивов относится расширение круга деловых связей. По статистике, от 40% до 60% аудитории российских MBA-программ формируют генеральные директора компаний и их замы, знакомство с которыми может оказаться полезным. Кроме того, многие слушатели программ, занимающие руководящие посты, нередко из сокурсников набирают руководителей среднего звена в свою компанию. В этом случае велик шанс получить высококвалифицированного сотрудника-единомышленника, поскольку менталитет слушателей школ бизнеса за время обучения сильно меняется. Специалисты полагают, что спрос на бизнес-образование пока не соответствует реальной потребности страны в управленческих кадрах. "Сегодня российские бизнес-школы выпускают пять-шесть тысяч специалистов уровня MBA в год, а годовой оборот рынка бизнес-образования достигает ста миллионов долларов, - говорит Леонид Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). - Но потребность в высококлассных менеджерах еще не удовлетворена. По нашим оценкам, в год нужно выпускать по десять тысяч специалистов со степенью MBA". Разрыв между потенциальным и реальным спросом на бизнес-образование объясняется, по мнению Станислава Савина, нестабильностью существующей бизнес-среды: "Бизнес в России сегодня решает вопросы выживания. Компании существуют в постоянно меняющейся правовой среде, в условиях политической и экономической нестабильности. Поэтому думать о серьезных кадровых инвестициях могут лишь единицы". Если же период относительной экономической и политической стабильности продлится, то спрос на программы MBA будет постоянно расти. |