СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
08-02-2002  Вузы спасла демократия

   Один из недоступных элитных вузов страны - МИЭМ - готовил специалистов в области электронного машиностроения.
   Сегодня он по-прежнему называется МИЭМ, но расшифровывается как Московский институт электроники и математики. Сохранив свою фирменную марку, он привел учебные планы и программы в соответствие с требованием времени. О том, как трудно сохранять лидерство в своей сфере, разговор нашего корреспондента с ректором вуза профессором Дмитрием БЫКОВЫМ. - Дмитрий Васильевич, меняются ли сейчас и насколько существенно образовательные стандарты? - Да, и не в лучшую для нас сторону. Количество часов на естественно-научные дисциплины несколько сокращается. Тем не менее мы стараемся сохранить сильный физико-математический уровень подготовки специалистов. Идея такого подхода заключается в том, что электроника, вычислительная техника очень быстро развиваются. Человек, когда выходит из стен института с дипломом в кармане, встречается с тем, чему его не учили. По прошествии двух-трех лет происходят очередные кардинальные изменения.
   Поэтому при всех наших стараниях научить всему невозможно. Но можно и нужно научить человека мыслить, и главное - дать ему такой фундамент, который позволял бы легко адаптироваться в новых условиях, воспринимать последние достижения науки и техники в своей сфере деятельности - Способствует ли этому наука, которая в вашем вузе была всегда в приоритете? Что с ней? - Мы сохранили свои научные школы. У нас работает семь специализированных ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Достаточно успешно развивается докторантура и аспирантура. Хочу отметить, что в последнее время у молодых исследователей появился интерес к обучению в аспирантуре. Для будущего вуза это очень важно. И наши ученые продолжают работать.
   Конечно, самый тяжелый момент для нас - это признание того, что связь с промышленностью стала такой слабой. Это был сильнейший козырь российской высшей технической школы. Сейчас наша промышленность, к сожалению, находится не в лучшем положении. Мы потеряли много. Но тем не менее продолжаются работы и по научно-техническим прикладным направлениям, и по фундаментальным исследованиям. Наши преподаватели много ездят за границу. Приглашают их туда и как преподавателей, и как ученых для того, чтобы поработать в научно-исследовательских институтах. Получаем мы различные международные и российские гранты.
   Участвуем во всех программах, в каких только возможно в системе Минобразования. Большое количество наших преподавателей и научных сотрудников за последние годы получили премии правительства Российской Федерации в области науки и техники. Многие из них отмечены за подготовку учебников. При этом некоторые из них были удостоены наград дважды и даже трижды. В прошлом году заведующий кафедрой "Прикладная математика" профессор М.В. Карасев получил Государственную премию РФ за работы в области математики. Так что в вузе наука и образование идут рука об руку. И это тоже наша традиция. Не погрешу против истины, если скажу, что два пионерских для российской высшей школы проекта были осуществлены в МИЭМ. Это создание центра дистанционного обучения и студии мультимедиатехнологий, ставшей сейчас самостоятельным подразделением. - Да, дистанционное образование, о котором так активно сегодня говорят, во многом стало реальностью благодаря вашим усилиям.
   Я помню первую у нас в стране защиту дипломных работ с помощью компьютера несколько лет назад. Это было непривычное действо. - Вы имеете в виду защиту дипломов наших студентов в Университете СУНИ. При этом они находились в Москве, а преподаватели, соответственно, в США.
   Это и есть дистанционные методы обучения. Среди первых начали мы развивать их благодаря высокой квалификации наших программистов и современному уровню оснащения средствами вычислительной техники вуза.
   На первых этапах мы учились, наших студентов учили зарубежные коллеги.
   Это были американский Университет СУНИ штата Нью-Йорк, университет города Феникс, австралийский Монаш университет, где наши ребята проходили подготовку. Но постепенно мы все время готовились к тому, чтобы не импортировать, а экспортировать свои знания. Сейчас это направление уже очень развито и можно говорить о результатах. Мы подготовили очень много электронных курсов и ведем обучение как у себя внутри страны, так и за ее пределами. У нас недавно ребята учились и из Белоруссии, из Украины. Сейчас обучаются русскоязычные студенты из Израиля по дистанционной форме. Мы с самого начала подошли и к использованию Интернета в целях обучения. Одними из первых начинали осваивать это направление. - В чем вы видите специфику такого обучения и его перспективы? - Сама форма обучения может быть и дешевле даже, чем очная. Но подготовка к организации такого учебного процесса, конечно, очень дорогостоящая. Нужно создать электронные курсы. Если мы хотим выстроить обучение не по отдельным направлениям, например, а по курсу в целом, то это требует серьезных затрат. К тому же если мы захотим выдать студенту диплом на основании прослушанных им дисциплин, то еще столкнемся с юридическими проблемами, которые пока не разрешены в нашем законодательстве. К примеру, возьмем курс по сетевым технологиям. Это значит, что надо иметь компьютерные версии всех предметов. Математика, физика, история, философия, культурология и все остальные дисциплины должны быть представлены в электронном виде. Это, конечно, не просто. Однако в нашем техническом вузе даже гуманитарии осознали важность такого методического переоснащения учебного процесса. Все они тоже создают такие электронные курсы. - Это стало возможным, потому что вы располагаете базой для подготовки таких учебных материалов нового поколения? - Мы сами ее и создаем. В свое время наши энтузиасты, работавшие в вычислительном центре, одними из первых занялись мультимедиатехнологиями. И постепенно из такой небольшой группы вырос талантливый коллектив. Теперь это Российский государственный центр мультимедиа, преобразованный из недавней студии.
   Они делают высокохудожественные медиа-диски. Выполняют заказы администрации президента, мэрии, других госструктур и частных фирм.
   Среди их работ диски, посвященные 850-летию Москвы и 300-летней годовщине Российского флота. Очень интересный СD, рассказывающий о библейских сюжетах в Эрмитаже. Сейчас сделали диск, посвященный юбилейной дате разгрома немцев под Москвой. Очень качественный.
   Сделали диск по русскому языку для бизнесменов. Эти работы отмечены многими наградами, постоянно выставляются на международных выставках.
   Все время получают призы. Специалисты центра ведут образовательные проекты, в том числе и для школ. - Ваши специалисты востребованы? - В новых условиях потребовалась более широкая специализация выпускников.
   Поэтому мы сразу же в рамках тех или иных специальностей открыли много новых специализаций. К их числу относится и подготовка профессионалов в области мультимедийных сред, способных создавать, например, такие диски. Или возьмем область менеджмента. Раньше государство больше внимания уделяло управлению в оборонных отраслях промышленности и стране нужны были именно такие специалисты. Сейчас большим спросом пользуются те, кто способен управлять банковскими системами. Поэтому молодые люди выбирают этот вид деятельности. И мы начали ему учить. И таких примеров можно привести достаточно. Естественно, появилось много специализаций, связанных с компьютерами, с информационными, сетевыми технологиями. Такие специалисты сейчас нужны всем: коммерческим фирмам, банкам, предприятиям. У нас нет проблем ни с распределением, ни с трудоустройством наших выпускников. Очевидно, потому, что мы постоянно обновляем "реестр" подготовки специалистов. Вот, например, проблема защиты информации. Недавно открыли подготовку специалистов такого профиля. И помню такой забавный момент. Для того чтобы открыть специальность, нужно, помимо всего прочего, получить одобрение службы занятости, которая как бы фиксирует, что она будет востребована. Но когда мы туда пришли с открытием специальности "защита информации", они говорят: "Вроде и не нужны такие специалисты. К нам, во всяком случае, никто не обращается". - Нонсенс, конечно. Вот каково быть первопроходцами. - Взялись и за экономическое направление. Но многие стали его развивать, менеджеров появилось уже очень много в стране.
   Поэтому мы стали думать, где дефицит в этой нише. Нашли его. Не все имели такую базу, а мы смогли, располагая серьезной научной школой, открыть у себя специальность "математические методы в экономике". Это сегодня уже не под силу каждому вузу. - Существует ли у вас проблема преподавателей? - На сегодня она и не так страшна. Но вот завтра это будет серьезнейшая проблема. Она кроется прежде всего в низких окладах. - Но вот теперь у нас все проблемы решаются с помощью Казначейства. Очевидно, многое станет проще, как вы думаете? - Тут много противоречий. Прежде всего вузы теряют все льготы, которые когда-то в начале 90-х годов они сумели получить. Складывается парадоксальная ситуация. Если у государства нет возможности в полном объеме финансировать вузы по всем направлениям, то, по крайней мере, дайте им возможность это делать самим. В те трудные для себя годы вузы сами постепенно научились зарабатывать. Они получили возможность организации платного обучения. И это не так уж плохо. Сейчас беда в том, что желание власти все контролировать и ограничивать наши возможности по распределению собственных денег существенно скажется на развитии вузов. Что касается Казначейства, то, во-первых, прохождение документов значительно удлинилось. Во-вторых, оно, как новый орган, еще не со всеми документами умеет работать. Но главное - возможности распоряжаться тем, что мы имеем, становится меньше. При этом ссылаются на то, что неправильно используются средства. Приводятся конкретные примеры. Но когда есть такой пример, разберитесь, накажите, примите к конкретным людям конкретные меры. Нельзя же все эти рассуждения распространять на всю систему. Сильно смещает картину появление большого количества коммерческих вузов. Есть среди них и хорошие, и я ничего не могу сказать о таких. Но есть и такие, которые не способствуют росту авторитета высшей школы. - Итак, конкуренция и разноуровневый подход - новый виток в развитии высшей школы? - Нам сегодня непросто, но, посмотрите, именно вузы в наибольшей степени оказались готовы ко всем переменам, которые в стране произошли и происходят. Потому что вуз был структурой изначально демократичной.
   Преподавателя выбирали на совете, ректор отчитывался на совете. А вузовские уставы? И вот эти демократические процедуры в университетах воспринимались как совершенно естественные. Может быть, в промышленности этого не было. А здесь, в высшей школе, это было. С другой стороны, здесь люди все-таки мобильные работают. Достаточно образованные и умные. Все наши преуспевающие лидеры рынка вышли из высшей школы. Причем из высшей технической школы. Это, как правило, физики, математики, профессионалы, которые могут логически мыслить.
   Они освоили экономику и начали успешно продвигать свое дело. - У вас не бывает желания все бросить и уйти из вуза? - Устаешь, конечно. Но нет. У нас в институте такая хорошая атмосфера. Это заслуга нашего первого ректора Е.В. Арменского. Мы считаем для себя благоприятным моментом, что наш вуз средних размеров: 550 преподавателей и 4500 студентов. Когда в вузе 20 тысяч студентов, то просто физически он не может быть таким однородным. А у нас каждый каждого знает, поэтому у нас создана такая атмосфера доброжелательного отношения к людям. И к преподавателям, и к студентам. С первого курса мы их поддерживаем, потому что понимаем, что учиться у нас не просто. Очень тяжелые первые два курса с математикой и физикой. Это надо пережить. Потом можно голову приподнять. И по сторонам оглянуться, если к этому времени останешься в институте. Но если выдержал, то тебя ждут в хороших коллективах. У вуза остались связи с ведущими фирмами. Не все же предприятия рухнули, многие работают. Может быть, не в том объеме, как им бы и нам хотелось. Тем не менее и работы нам заказывают научные, и студенты там практику проходят, и выпускников туда берут. Мы устраиваем для них и для себя ярмарку вакансий в ноябре. Приходят представители предприятий, различных структур, частных фирм, отбирают себе ребят. Государственные структуры охотно приглашают наших ребят.
   Так что есть даже выбор. Стараюсь не забрасывать и науку. Сам я занимаюсь проблемами вакуумной техники и технологии, которая используется при изготовлении любых электронных приборов, изделий микроэлектроники. Она применяется вообще широко: и в металлургии, и в пищевой промышленности. Но наше направление - использование в электронике. И весьма перспективное. Так что дел много. Хочется успеть еще кое-что осуществить. Да к тому же в июне 40 лет вузу. Больше думаем о будущем.
   Один из недоступных элитных вузов страны - МИЭМ - готовил специалистов в области электронного машиностроения.
   Сегодня он по-прежнему называется МИЭМ, но расшифровывается как Московский институт электроники и математики. Сохранив свою фирменную марку, он привел учебные планы и программы в соответствие с требованием времени. О том, как трудно сохранять лидерство в своей сфере, разговор нашего корреспондента с ректором вуза профессором Дмитрием БЫКОВЫМ. - Дмитрий Васильевич, меняются ли сейчас и насколько существенно образовательные стандарты? - Да, и не в лучшую для нас сторону. Количество часов на естественно-научные дисциплины несколько сокращается. Тем не менее мы стараемся сохранить сильный физико-математический уровень подготовки специалистов. Идея такого подхода заключается в том, что электроника, вычислительная техника очень быстро развиваются. Человек, когда выходит из стен института с дипломом в кармане, встречается с тем, чему его не учили. По прошествии двух-трех лет происходят очередные кардинальные изменения.
   Поэтому при всех наших стараниях научить всему невозможно. Но можно и нужно научить человека мыслить, и главное - дать ему такой фундамент, который позволял бы легко адаптироваться в новых условиях, воспринимать последние достижения науки и техники в своей сфере деятельности - Способствует ли этому наука, которая в вашем вузе была всегда в приоритете? Что с ней? - Мы сохранили свои научные школы. У нас работает семь специализированных ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Достаточно успешно развивается докторантура и аспирантура. Хочу отметить, что в последнее время у молодых исследователей появился интерес к обучению в аспирантуре. Для будущего вуза это очень важно. И наши ученые продолжают работать.
   Конечно, самый тяжелый момент для нас - это признание того, что связь с промышленностью стала такой слабой. Это был сильнейший козырь российской высшей технической школы. Сейчас наша промышленность, к сожалению, находится не в лучшем положении. Мы потеряли много. Но тем не менее продолжаются работы и по научно-техническим прикладным направлениям, и по фундаментальным исследованиям. Наши преподаватели много ездят за границу. Приглашают их туда и как преподавателей, и как ученых для того, чтобы поработать в научно-исследовательских институтах. Получаем мы различные международные и российские гранты.
   Участвуем во всех программах, в каких только возможно в системе Минобразования. Большое количество наших преподавателей и научных сотрудников за последние годы получили премии правительства Российской Федерации в области науки и техники. Многие из них отмечены за подготовку учебников. При этом некоторые из них были удостоены наград дважды и даже трижды. В прошлом году заведующий кафедрой "Прикладная математика" профессор М.В. Карасев получил Государственную премию РФ за работы в области математики. Так что в вузе наука и образование идут рука об руку. И это тоже наша традиция. Не погрешу против истины, если скажу, что два пионерских для российской высшей школы проекта были осуществлены в МИЭМ. Это создание центра дистанционного обучения и студии мультимедиатехнологий, ставшей сейчас самостоятельным подразделением. - Да, дистанционное образование, о котором так активно сегодня говорят, во многом стало реальностью благодаря вашим усилиям.
   Я помню первую у нас в стране защиту дипломных работ с помощью компьютера несколько лет назад. Это было непривычное действо. - Вы имеете в виду защиту дипломов наших студентов в Университете СУНИ. При этом они находились в Москве, а преподаватели, соответственно, в США.
   Это и есть дистанционные методы обучения. Среди первых начали мы развивать их благодаря высокой квалификации наших программистов и современному уровню оснащения средствами вычислительной техники вуза.
   На первых этапах мы учились, наших студентов учили зарубежные коллеги.
   Это были американский Университет СУНИ штата Нью-Йорк, университет города Феникс, австралийский Монаш университет, где наши ребята проходили подготовку. Но постепенно мы все время готовились к тому, чтобы не импортировать, а экспортировать свои знания. Сейчас это направление уже очень развито и можно говорить о результатах. Мы подготовили очень много электронных курсов и ведем обучение как у себя внутри страны, так и за ее пределами. У нас недавно ребята учились и из Белоруссии, из Украины. Сейчас обучаются русскоязычные студенты из Израиля по дистанционной форме. Мы с самого начала подошли и к использованию Интернета в целях обучения. Одними из первых начинали осваивать это направление. - В чем вы видите специфику такого обучения и его перспективы? - Сама форма обучения может быть и дешевле даже, чем очная. Но подготовка к организации такого учебного процесса, конечно, очень дорогостоящая. Нужно создать электронные курсы. Если мы хотим выстроить обучение не по отдельным направлениям, например, а по курсу в целом, то это требует серьезных затрат. К тому же если мы захотим выдать студенту диплом на основании прослушанных им дисциплин, то еще столкнемся с юридическими проблемами, которые пока не разрешены в нашем законодательстве. К примеру, возьмем курс по сетевым технологиям. Это значит, что надо иметь компьютерные версии всех предметов. Математика, физика, история, философия, культурология и все остальные дисциплины должны быть представлены в электронном виде. Это, конечно, не просто. Однако в нашем техническом вузе даже гуманитарии осознали важность такого методического переоснащения учебного процесса. Все они тоже создают такие электронные курсы. - Это стало возможным, потому что вы располагаете базой для подготовки таких учебных материалов нового поколения? - Мы сами ее и создаем. В свое время наши энтузиасты, работавшие в вычислительном центре, одними из первых занялись мультимедиатехнологиями. И постепенно из такой небольшой группы вырос талантливый коллектив. Теперь это Российский государственный центр мультимедиа, преобразованный из недавней студии.
   Они делают высокохудожественные медиа-диски. Выполняют заказы администрации президента, мэрии, других госструктур и частных фирм.
   Среди их работ диски, посвященные 850-летию Москвы и 300-летней годовщине Российского флота. Очень интересный СD, рассказывающий о библейских сюжетах в Эрмитаже. Сейчас сделали диск, посвященный юбилейной дате разгрома немцев под Москвой. Очень качественный.
   Сделали диск по русскому языку для бизнесменов. Эти работы отмечены многими наградами, постоянно выставляются на международных выставках.
   Все время получают призы. Специалисты центра ведут образовательные проекты, в том числе и для школ. - Ваши специалисты востребованы? - В новых условиях потребовалась более широкая специализация выпускников.
   Поэтому мы сразу же в рамках тех или иных специальностей открыли много новых специализаций. К их числу относится и подготовка профессионалов в области мультимедийных сред, способных создавать, например, такие диски. Или возьмем область менеджмента. Раньше государство больше внимания уделяло управлению в оборонных отраслях промышленности и стране нужны были именно такие специалисты. Сейчас большим спросом пользуются те, кто способен управлять банковскими системами. Поэтому молодые люди выбирают этот вид деятельности. И мы начали ему учить. И таких примеров можно привести достаточно. Естественно, появилось много специализаций, связанных с компьютерами, с информационными, сетевыми технологиями. Такие специалисты сейчас нужны всем: коммерческим фирмам, банкам, предприятиям. У нас нет проблем ни с распределением, ни с трудоустройством наших выпускников. Очевидно, потому, что мы постоянно обновляем "реестр" подготовки специалистов. Вот, например, проблема защиты информации. Недавно открыли подготовку специалистов такого профиля. И помню такой забавный момент. Для того чтобы открыть специальность, нужно, помимо всего прочего, получить одобрение службы занятости, которая как бы фиксирует, что она будет востребована. Но когда мы туда пришли с открытием специальности "защита информации", они говорят: "Вроде и не нужны такие специалисты. К нам, во всяком случае, никто не обращается". - Нонсенс, конечно. Вот каково быть первопроходцами. - Взялись и за экономическое направление. Но многие стали его развивать, менеджеров появилось уже очень много в стране.
   Поэтому мы стали думать, где дефицит в этой нише. Нашли его. Не все имели такую базу, а мы смогли, располагая серьезной научной школой, открыть у себя специальность "математические методы в экономике". Это сегодня уже не под силу каждому вузу. - Существует ли у вас проблема преподавателей? - На сегодня она и не так страшна. Но вот завтра это будет серьезнейшая проблема. Она кроется прежде всего в низких окладах. - Но вот теперь у нас все проблемы решаются с помощью Казначейства. Очевидно, многое станет проще, как вы думаете? - Тут много противоречий. Прежде всего вузы теряют все льготы, которые когда-то в начале 90-х годов они сумели получить. Складывается парадоксальная ситуация. Если у государства нет возможности в полном объеме финансировать вузы по всем направлениям, то, по крайней мере, дайте им возможность это делать самим. В те трудные для себя годы вузы сами постепенно научились зарабатывать. Они получили возможность организации платного обучения. И это не так уж плохо. Сейчас беда в том, что желание власти все контролировать и ограничивать наши возможности по распределению собственных денег существенно скажется на развитии вузов. Что касается Казначейства, то, во-первых, прохождение документов значительно удлинилось. Во-вторых, оно, как новый орган, еще не со всеми документами умеет работать. Но главное - возможности распоряжаться тем, что мы имеем, становится меньше. При этом ссылаются на то, что неправильно используются средства. Приводятся конкретные примеры. Но когда есть такой пример, разберитесь, накажите, примите к конкретным людям конкретные меры. Нельзя же все эти рассуждения распространять на всю систему. Сильно смещает картину появление большого количества коммерческих вузов. Есть среди них и хорошие, и я ничего не могу сказать о таких. Но есть и такие, которые не способствуют росту авторитета высшей школы. - Итак, конкуренция и разноуровневый подход - новый виток в развитии высшей школы? - Нам сегодня непросто, но, посмотрите, именно вузы в наибольшей степени оказались готовы ко всем переменам, которые в стране произошли и происходят. Потому что вуз был структурой изначально демократичной.
   Преподавателя выбирали на совете, ректор отчитывался на совете. А вузовские уставы? И вот эти демократические процедуры в университетах воспринимались как совершенно естественные. Может быть, в промышленности этого не было. А здесь, в высшей школе, это было. С другой стороны, здесь люди все-таки мобильные работают. Достаточно образованные и умные. Все наши преуспевающие лидеры рынка вышли из высшей школы. Причем из высшей технической школы. Это, как правило, физики, математики, профессионалы, которые могут логически мыслить.
   Они освоили экономику и начали успешно продвигать свое дело. - У вас не бывает желания все бросить и уйти из вуза? - Устаешь, конечно. Но нет. У нас в институте такая хорошая атмосфера. Это заслуга нашего первого ректора Е.В. Арменского. Мы считаем для себя благоприятным моментом, что наш вуз средних размеров: 550 преподавателей и 4500 студентов. Когда в вузе 20 тысяч студентов, то просто физически он не может быть таким однородным. А у нас каждый каждого знает, поэтому у нас создана такая атмосфера доброжелательного отношения к людям. И к преподавателям, и к студентам. С первого курса мы их поддерживаем, потому что понимаем, что учиться у нас не просто. Очень тяжелые первые два курса с математикой и физикой. Это надо пережить. Потом можно голову приподнять. И по сторонам оглянуться, если к этому времени останешься в институте. Но если выдержал, то тебя ждут в хороших коллективах. У вуза остались связи с ведущими фирмами. Не все же предприятия рухнули, многие работают. Может быть, не в том объеме, как им бы и нам хотелось. Тем не менее и работы нам заказывают научные, и студенты там практику проходят, и выпускников туда берут. Мы устраиваем для них и для себя ярмарку вакансий в ноябре. Приходят представители предприятий, различных структур, частных фирм, отбирают себе ребят. Государственные структуры охотно приглашают наших ребят.
   Так что есть даже выбор. Стараюсь не забрасывать и науку. Сам я занимаюсь проблемами вакуумной техники и технологии, которая используется при изготовлении любых электронных приборов, изделий микроэлектроники. Она применяется вообще широко: и в металлургии, и в пищевой промышленности. Но наше направление - использование в электронике. И весьма перспективное. Так что дел много. Хочется успеть еще кое-что осуществить. Да к тому же в июне 40 лет вузу. Больше думаем о будущем.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"