24-04-2006 Специализированных программ на рынке бизнес-образования становится все больше
В последние год-два на рынке отечественного бизнес-образования стало появляться все больше специализированных программ. Особенно это заметно в Москве и Петербурге. General MBA, или в российском варианте "Общий и стратегический менеджмент", перестала быть единственной и повсеместно превалирующей программой. Появился еще и Specialized MBA. General MBA дает общие теоретические и практические знания в области бизнес-администрирования, охватывает широкий круг вопросов, не фокусируясь пристально на чем-то одном. Выпускники такой программы обладают достаточным запасом знаний для управления компанией любых размеров в любой индустрии. General обычно выбирают слушатели, которые хотят стать большими начальниками. Часто это люди с базовым узкоспециализированным экономическим образованием, желающие получить общие бизнес-знания, или те, кто достиг настолько высокого уровня управления, что конкретными специализациями не интересуется. Specialized предполагает углубленное изучение какой-либо области управления – маркетинга, финансов, HR или погружение в специфику той или иной отрасли – страховой, энергетической, нефтегазовой, IT, медицинской, туристической и т.д. В вопросе о том, можно ли отнести спецпрограмму к категории МВА, единого мнения пока не выработано. Некоторые эксперты убеждены, что Specialized дискредитируют само понятие MBA, которое по определению универсально. Директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ Юрий Тазов объясняет: "Программы МВА являются "дженералистскими" (общими). В России же наблюдается смешение понятий, вызванное скорее всего стремлением учебных учреждений подтянуть другие образовательные продукты под традиционно высоко ценимый в бизнес-сообществе брэнд". Принципиально иной точки зрения придерживается руководитель отдела академических программ Стокгольмской школы экономики в России Светлана Ракутина: "Специализированные программы востребованы – это очевидно по стремительному росту рынка. Я абсолютно убеждена: они не только не являются дискредитацией MBA, но, наоборот, расширяют рыночные возможности как отдельного выпускника, так и бизнес-сообщества в целом". С данной точкой зрения согласен и директор центра программ MBA школы бизнеса "Мирбис" Николай Попков: "При своем зарождении век тому назад MBA-программа действительно была универсальной, но со временем она развивалась, менялась. Конечно, до сих пор в основе любой бизнес-программы лежит общая часть, но функциональная или отраслевая направленность является вполне логичной добавкой к общеменеджментской базе. Сейчас на рынке чрезвычайно востребованы спецпрограммы, потому что у большинства российских бизнесменов в образовании был существенный пробел – систематизированные знания о финансах, маркетинге, управлении человеческими ресурсами у них отсутствовали, – и его надо заполнять". |