15-02-2002 Судьба космического образования в России
Мы живем во времена смены мировой педагогической парадигмы. Сейчас, вслед за дистанционным управлением, модным становится и дистанционное (в т.ч. виртуальное) обучение. На него возлагаются большие надежды. Но вполне уместна и большая тревога: не обессмысливают ли современные информационные технологии все то, на чем веками строилась передача знаний от поколения к поколению, да и личность самого учителя, передающего эти знания, по-платоновски глядя глаза в глаза ученику? Вот с этой тревогой я и пришел к проректору самого известного у нас центра дистанционного обучения, крупнейшего вуза на территории бывшего СССР - Современного гуманитарного университета (СГУ). Мой собеседник - Валерий ПОМОГАЙБИН. - Валерий Николаевич! Не разрушают ли новейшие дистанционные образовательные технологии живую связь: учитель - ученик? - Человеческое звено учитель - ученик по-прежнему ключевое, и мы стремимся сконцентрировать вокруг нашего университета лучшие педагогические силы страны и мира, много времени уделяем изучению человеческого фактора в образовании, психологии восприятия знаний. Неслучайно среди восьми научно-исследовательских институтов, входящих в состав СГУ, есть и НИИ психологии обучения и социологии образования, а также НИИ оздоровления учащихся. Ученые этих институтов научились определять пороги, пределы восприятия знаний человеческим мозгом, за которыми начинается не просто область бесполезных информационных шумов, но часто и вредных перегрузочных воздействий на психику. И тут врачующую роль может сыграть именно личность мудрого учителя. Словом, сама суть нашей системы не отменяет человеческую связь между учеником и учителем, а обогащает, углубляет ее. - В чем в таком случае эта суть? - В том, что новые информационные технологии позволяют примирить и объединить два главных начала в педагогике - индивидуальное обучение и демократизм. Демократизм, свобода, автономия образовательной системы есть условие прогресса любой страны. Кстати, проблему становления новой педагогической парадигмы и ее технологического обеспечения специально разрабатывает и реализует ректор СГУ М. П. Карпенко - лауреат премии правительства РФ за достижения в области развития дистанционных образов. Очистив от идеологической тоталитарной скорлупы свою во многом первоклассную систему образования, какой она сложилась в XX веке, Россия получила уникальный шанс совершить прорыв в этой области и первой выйти в мировые лидеры, экспортируя не только своих ученых, но и свои новые образовательные технологии. Упустим этот шанс - что ж, получим их потом с Запада и Востока, как сейчас получаем американские, японские, корейские утюги и магнитофоны. - Каковы координаты СГУ в этом хитросплетении мировых и национальных образовательных проблем? - Уникальность опыта нашего университета заключается в том, что мы создали информационную спутниково-образовательную технологию, по которой сейчас более чем в 320 наших филиалах и представительствах на территории России и стран СНГ обучаются 138 тысяч студентов. Два учебных центра действуют в Израиле. Готовимся открыть такой центр в Перу. Мы являемся единственным в России вузом, имеющим телепорт, собственный базовый центр, который позволяет транслировать на спутник свой сигнал и распространять его на зону от Японии до Великобритании. У этой технологии три колоссальных преимущества. Возможность добраться с первоклассными современными знаниями до самых медвежьих углов России. Доносить новейшую информацию до потребителя буквально молниеносно, с космической скоростью. И, наконец, получить неведомую раньше, в книжно-урочно-лекционных алгоритмах обучения, раскрепощенность и студента, и преподавателя. Имея в своем распоряжении тарелки приемного терминала, компьютеры, другие технические средства, мы можем оперативно развернуть обучение в любом отдаленном регионе, в том числе в горячих точках, в местах стихийных бедствий, в труднодоступных географических точках. Можем работать даже там, где нет электричества, используя обычный армейский генератор. В течение двух чеченских войн, даже во время боев, там не прекращалась работа наших образовательных центров. В Чечне осуществляем специальную программу. Действуют образовательные центры в Грозном, Надтеречном, организуется в Шали. Сейчас мы создаем крупнейшую в России библиотеку. Центральный базовый сервер на 200 гигабайт, куда будет закачано все содержание библиотеки, поднимем на спутник в цифровом формате и огромную информацию будем транслировать на филиалы. Для этого у нас есть свои телестудии, которые транслируют учебные передачи и даже защиту дипломных работ в режиме реального времени. Наши достижения внесены в Книгу рекордов Гиннесса: СГУ - единственный университет, имеющий свою телекомпанию. Висим на одном с ТВ-6 стационарном спутнике. Конечно, защита дипломов возможна только там, где есть наши преподавательские центры. А они есть даже в Кембридже. Его профессора читают лекции нашей многотысячной аудитории. Наш диплом государственного образца востребован повсеместно. К тому же диплом бакалавра СГУ подкреплен специальным сертификатом, на основании которого он признается действительным на всей территории Европейского сообщества. - Есть в мире что-либо подобное СГУ и его образовательным технологиям? - Нет. Это ноу-хау России. Хотя подобная технология есть и в США, но она нацелена на индивидуального потребителя. А мы пошли на создание широкой сети общедоступных образовательных центров. Аналогов им нет нигде в мире. |