30-04-2006 Круглый стол на тему "реформа среднего образования"
27 апреля в Московском доме журналиста прошел круглый стол на тему "реформа среднего образования". По замыслу организаторов этот круглый стол должен был служить поводом для обсуждения правительственного варианта реформы среднего образования, и привлечения внимания журналистов к ее наиболее спорным моментам. Суть изменений заключается в том, чтобы отказаться от старой системы, направленной на получение фундаментальных знаний и формировании разносторонних специалистов и перейти к европейской форме образования, производящей узко профильных профессионалов, востребованных современным бизнесом. В связи с этим предполагается создание общей системы проверки школьных знаний, воплощенной на данный момент в форме Единого Государственного Экзамена, передача финансирования школ от государства к заинтересованным частным фирмам и т. п. Первым выступил зампред Мосгордумы. Он долго рассказывал о развитии нашего образования, начиная с истории и заканчивая нынешнем состоянием. Он отметил огромную роль науки в развитии страны и отрицательно высказался о современных реформах. По его словам, система образования, сложившаяся за века в России, несмотря на некоторые недостатки, имеет множество преимуществ перед западными аналогами, что подтверждается повышенным спросом на российских специалистов за рубежом. Поэтому, по его словам, необходимо продолжать развивать то, что есть сейчас, а не рушить всю систему и потом заново строить новую. Затем проректор МИФИ, принимавший экзамены в свой ВУЗ в прошлом, обрушался с критикой на новую систему ЕГЭ. Основные проблемы здесь следующие. Во-первых, сама система ЕГЭ, представленная в виде тестирования не позволяет определить реальные знания абитуриентов: "Невозможно по тестам понять, как человек мыслит." Также, по его словам, большинство тестов составлены некорректно и часто подразумевают неоднозначное толкование. По замыслам реформаторов система ЕГЭ вводилась для того, чтобы уравнять абитуриентов из разных регионов в возможностях получать качественное высшее образование, а также для борьбы с репетиторством и коррупцией в ВУЗах. Но на практике ситуация только ухудшилась. Стало затруднительно контролировать, кто и как сдает ЕГЭ. Часто администрации школ, под покровительством региональных властей, стремятся завысить результаты экзаменов, распространяя списывание и помогая своим ученикам. Тем самым они пытаются повысить рейтинг своего образовательного учреждения и в целом региона. Это приводит к тому, что уже после первой сессии большинство студентов отсеивается. По результатам ЕГЭ предполагается проводить финансирование последующего высшего образования. Чем выше твой бал, тем меньше ты платишь. При этом, по словам зампреда Мосгордумы бюджет на образование формируется за ранее и непонятно, что делать если людей, сдавших экзамен на отлично окажется больше, чем запланировано. Также не проработан механизм в случае, если ученик не сдает ЕГЭ. Пересдать можно только через год, а значит, на это время, человек остается без аттестата. В самом конце собравшиеся обсудили вопрос о возможном финансировании образования бизнесом. По мнению специалистов, эта мера никуда не годиться, так как она "убивает" многие направления современной науки, пока еще не востребованные нашей экономикой, такие как: теоретическая физика, археология, структурная лингвистика, история, философия и другие. Конечно, удалось обсудить не все проблемы, затронувшие нынешнее среднее образование. Но главное их не обсуждать, а решать. Причем как можно скорее. И для решения необходимо привлекать не представителей частного бизнеса, а работников образования в лице профсоюзов, а также студентов, которым потом с этим образованием жить. |