31-05-2006 Программы кредитования помогут увеличить приток слушателей МВА
Российский союз промышленников и предпринимателей начинает глобальный эксперимент с Министерством образования и науки РФ. Как заявил председатель РСПП Александр Шохин, совсем скоро заработает негосударственное Национальное агентство профессиональных квалификаций. Предприниматели готовы профинансировать деятельность этой новой структуры. Агентство обобщит информацию по запросам отдельных отраслей и на основании анализа требования предприятий предложит Минобразнауки РФ уже свои стандарты подготовки специалистов. РСПП видит свою задачу в том, чтобы всячески содействовать распространению практики кредитования слушателей бизнес-школ. Ведь, согласно официальной статистике, подавляющее большинство слушателей, обучающихся в бизнес-школах, оплачивают свою учебу сами. Не стоит забывать, что учеба отнимает у бизнесмена время на ведение собственного бизнеса. Не исключено, что программы кредитования помогут увеличить приток слушателей в бизнес-школы, потому что потребность в эффективных менеджерах для успешного развития нашей экономики составляет, по оценке американской компании McKinsey & Company, не менее 30 тыс. МВА-выпускников в год. (Сегодня бизнес-школы выпускают 5 тыс. таких специалистов.) Если же вернуться к вопросу о качестве МВА-образования, то здесь иногда делу мешают мифы. Предприниматели сами вводят себя в заблуждение, строя работу с бизнес-школами не совсем правильно, считает Сергей Календжян, декан факультета "Высшая школа корпоративного управления" Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. "На практике часто взаимодействие фирмы с бизнес-школой начинается с консультирования, и это, к сожалению, приводит к неэффективности последнего, – говорит Сергей Календжян. – Эффективного консультирования можно добиться только фирме, сотрудники которой прошли достаточное обучение, чтобы адекватно реализовывать предложения бизнес-школы. По такому пути сегодня пошли многие западные компании. Логика взаимодействия такова: сначала индивидуальное консультирование собственника или другого первого лица, затем широкое внедрение образовательных программ на разных уровнях управления компанией, в некоторых случаях завершающееся созданием корпоративного университета, тесно сотрудничающего с бизнес-школой, и затем - консультирование руководства фирмы". Как заметил Михаил Лукьянчук, предприниматели будут и впредь участвовать в работе общественных комиссий по отбору лучших учебных заведений (конкурс по выбору вузов, которые получат многомиллионные государственные гранты на поддержку своей инновационной деятельности только что завершен). Само название "инновационный вуз" предполагает коммерциализацию результатов. Так что проект стимулировал многие вузы к поиску партнеров в среде бизнеса. Вузы объединялись, создавали технопарки. Но и здесь все упирается в эффективный менеджмент. Недавно факультет инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ), который, кстати, в этом году отмечает десятилетие своей деятельности, провел общероссийскую научно-методическую конференцию "Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение". Выступая на ней, декан ФИТБ АНХ Владимир Зинов подчеркнул, что основным препятствием эффективного обеспечения субъектов инновационной деятельности квалифицированными кадрами является явный дефицит управленцев инновационных проектов. И чтобы это исправить, нужно срочно сформировать региональную систему поддержки кадров по управлению инновациями. |