28-02-2002 Учеба на расстоянии - зарплата в кошельке
Недавно в Новосибирске на базе Новосибирского государственного технического университета прошла Всероссийская научно-методическая конференция "Открытое и дистанционное образование: организация, технология, качество". Итак, что же такое дистанционное образование? Как явствует из названия, это образование на расстоянии, то есть преподавателю и студентам вовсе не обязательно находиться в одной аудитории, в одном городе и даже в одной стране. Специальные компьютерные и телекоммуникационные системы решают подобные проблемы. Преподаватели читают лекции в интерактивном режиме, а студенты получают уникальную возможность самостоятельно управлять всем процессом обучения, начисто избавившись от традиционного преподавательского диктата. Надо сказать, что сама идея отнюдь не нова, в России, равно как и во всем цивилизованном мире, она зародилась еще лет пятнадцать назад. Но, увы, и по сей день метод дистанционного обучения является скорее экзотикой. Например, в США таким образом обучаются лишь пятнадцать процентов студентов, в Германии - пять. Что же касается нашей страны, то тут о процентах пока вообще говорить не приходится. Сегодня идею дистанционного образования поддержали более семидесяти российских вузов, да и системы коммуникаций совершенствуются буквально на глазах. Но... Опять же все упирается в отсутствие средств. Если в Соединенных Штатах только на разработку концепций нового вида обучения тратятся десятки миллионов долларов, то для отечественных вузов, в особенности провинциальных, отыскать пару-тройку тысяч долларов - неразрешимая проблема. Нужны и кадры соответствующей квалификации, причем не столько даже преподавательские, сколько специалисты, способные отвечать за техническую сторону вопроса. Пока что данное начинание, находящееся в зачаточном состоянии, держится исключительно на энтузиастах. Разумеется, важен вопрос о качестве дистанционного образования. Однако и преимущества традиционной системы обучения далеко не столь очевидны, как мы привыкли считать. Да, наши сильные студенты действительно могут составить достойную конкуренцию выпускникам любого западного университета, а вот уровень слабых намного порядков ниже. На конференции были приведены такие статистические данные: каждое третье семинарское занятие студентами прогуливается, а большинство выпускников остаются невостребованными и вынуждены работать не по специальности (в одном Новосибирске эта цифра составляет 58 процентов!). Вот и получается, что многие российские студенты по-прежнему учатся не для того, чтобы действительно получить профессию, а "ради корочек". Кому выгоден такой подход - не понятно. А ведь главными критериями, по которым нужно оценивать престижность вуза или же эффективность формы обучения, являются данные о том, как скоро выпускник смог найти работу по специальности и каков размер его годового дохода. Иными словами, в обучении прежде всего важен результат. Настало время всеми возможными методами готовить для страны действительно нужных специалистов. |