03-03-2002 У выпускников западных бизнес-школ все больше проблем, связанных с поиском работы
Куда уходят все рабочие места? Такой вопрос может возникнуть у выпускников бизнес-школ 2002 года, полагающих, что степень МВА гарантирует успешное трудоустройство. Они страдают не первыми, спад трудоустройства был заметен уже в 2001 году, особенно в США. Ясно одно: школа, в которой вы учитесь и место ее расположения, неразрывно связаны с Вашими профессиональными перспективами. Данные, собираемые для рейтинга FT программ МВА в течении трех лет показывают, что многие МВА выпуска 2001 года были разочарованы поисками работы. Согласно данным, относящимся к рейтингу 2002 американских бизнес-школ, более десяти процентов выпускников более трех месяцев после окончания не были трудоустроены (89,5 процентов работали). Это почти в два раза превосходит это значение для выпускников 2000 года (данные рейтинга FT2001), тогда оно равнялось 5,5 процентам, а в 1999 году его значение составляло всего лишь 4%. Более того, ни одна американская школа не достигла этой величины в 100 процентов, в отличие от семи школ, достигших ее в прошлом году. В Европе, где уровень занятости для выпускников МВА традиционно ниже, чем в Соединенных Штатах, этот спад заметен меньше, хотя количество трудоустроенных в течении трех месяцев выпускников, все еще ниже, чем в Америке. В выпуске 2001 года средний процент равен 87,6, за год до этого - 91 процент, а в 1999 году - 90,8 процентов. Четыре европейские школы сообщили, что 100 процентов их выпускников МВА были трудоустроены по истечении трех месяцев. Но только две европейские школы имели это значение подряд на протяжении трех лет: Cranfield School of Management в Великобритании и Nimbas в Нидерландах. Хотя экономическая ситуация в стране влияет на предложения по трудоустройству, существуют и другие важные факторы. Одной из причин того, что европейским школам повезло больше, может быть тот факт, что их выпуск проходит раньше, чем в США. Для этих школ экономическая ситуация начала 2001 года могла быть удачнее, чем для американских школ выпуска лета 2001. Для Cranfield, значения, собранные для рейтинга МВА2002, относились к классу, заканчивающем в сентябре 2000 года, что на восемь месяцев раньше, чем в большинстве американских бизнес-школ. Процент трудоустроенных в течении трех месяцев выпускников Cranfield - около 90%, сказал Leo Murray, директор Cranfield. Он верит, что в этом плане Cranfield не станет поддаваться общей тенденции, так как традиционно возраст поступающих на программы МВА выше, и соответственно выпускники оказываются более зрелыми и самостоятельными, когда заканчивают школы и в меньшей степени полагаются на компании, приезжающие в университетские кампусы. Другой причиной успешности трудоустройства европейских школ в сравнении с американскими может являться то, что количество студентов в классах, за исключением INSEAD, там меньше и следовательно, меньшее количество студентов ищет работу. Mary Boff, директор по трудоустройству в INSEAD, школе, которую заканчивает более 700 МВА ежегодно, верит, что преимущество европейских школ обусловлено гибкостью выпускников в плане мест работы, связанной с их языковыми навыками. Хотя существует общее мнение о том, что и в Северной Америке, и в Европе, спад трудоустройства сильно заметен в области консалтинга, это совсем не всегда подтверждается фактами. Сильные школы США, связанные с консалтингом, такие как Harvard, Kellogg и Michigan, имеют значение процента трудоустроенных выпускников, соответственно 95, 90 и 94 процента. Но похожие значения имеют и многие другие школы. Значение трудоустроенных в течении трех месяцев выпускников школы Wharton, Pennsylvania, имеющей сильную репутацию в области финансов, равно 88%, в сравнении со 100%, два года назад. Другие две большие школы, поставляющие кадры на Wall Street: Columbia Business School и the Stern School в New York, показали неплохие значения в 94 процентов, в обеих школах. Более того, Stern был одной из семи американских бизнес-школ, где этот процент выше, чем год назад. Из оставшихся шести, четыре географически близки к восточному побережью Америки: Darden School at the University of Virginia и the College of William & Mary, обе в Вирджинии, the Fuqua School at Duke University в Северной Каролине и the Goizueta School университета Emory в Атланте, Джорджия. В Европе, в крупнейшей школе, поставляющей кадры в сферу консалтинга, INSEAD, значение трудоустроенных в течении трех месяцев выпускников упало от 98% для двух классов 2000 года до 95 процентов для выпускников 2001. Однако в London Business School, также сильной в финансовом секторе, это значение сильно упало до 87%, в сравнении с 96% в прошлом году. Однако, за лучшие школы все-таки платят. Уровень трудоустроенных выпускников из Top8 американских бизнес-школ упал на пять процентов, по сравнению с прошлым годом, но выпускники все еще имеют в среднем 92% вероятности найти подходящую работу по истечении трех месяцев. В Европе эта картина тоже радужная. Значения для выпускников школ из европейской Top8 показывают, что те же 92 процента выпускников были трудоустроены по истечении трех месяцев, хотя это значение и упало на 3 процента, в сравнении с прошлым годом. Американские школы из Top8: the University of Chicago, Columbia University, Harvard Business School, MIT, New York University (Stern), Northwestern University (Kellogg), Stanford University and the University of Pennsylvania (Wharton). Европейские школы из Top8: Iese, IMD, Insead, Instituto de Empresa, London Business School, Oxford's Said Business School, Rotterdam School of Management and SDA Bocconi. |