20-06-2006 Каждый четвертый школьник собирается стать менеджером
Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного проектом EXAMEN компании Begin Group среди старшеклассников и их родителей на выставке "Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка" в сентябре 2005 и апреле 2006 года в Москве. В исследовании приняли участие более 300 старшеклассников и их родителей. Выбор вуза, действия в случае провала на экзаменах При выборе вуза решающим фактором являются перспективы дальнейшего трудоустройства. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей. Для 12% решающей характеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом. На первое по значимости место респонденты ставят факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), а на второе – ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза). В последнее время, уменьшается значимость таких факторов, как наличие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а также зависимость от количества изучаемых иностранных языков. Выбор специальности Выбирая вуз и специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе. Традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями – архитектурой, дизайном. Кем хотят работать старшеклассники? - Менеджером – 23% - Специалистом по финансам – 15% - Специалистом по рекламе, маркетингу, PR – 15% - Лингвистом, переводчиком – 9% - Психологом – 8% - IT-специалистом – 8% - Дизайнером – 4% - Инженером, архитектором – 4% - Врачом – 4% - Журналистом – 3% - HR-менеджером – 3% - Социологом – 2% - Юристом – 2% Образование в какой области старшеклассники планируют получить? - Гуманитарное – 41% - Экономическое – 29% - Медицинское – 4% - Естественнонаучное – 3% - Художественное, музыкальное – 1% - Пока не определился – 10% По какой специальности старшеклассники планируют получить образование? - Финансы и кредит – 19% - Менеджмент – 15% - Туризм и сервис – 10% - Реклама, маркетинг, PR – 9% - Психология – 7% - Лингвистика – 7% - Юриспруденция – 5% - IT – 5% - Дизайн – 5% - Инженерное дело, архитектура – 3% - Социология – 2% - Строительство – 2% - Педагогика – 2% - Журналистика – 1% - Естественные науки – 1% - HR – 1% - Другие – 6% "В последнее время абитуриентам стали менее интересны общие широкие бизнес-специальности, такие как "экономист" или универсальный "менеджер", - отмечает Михаил Кнеллер. – Тем не менее, немало школьников выбирают что-то более конкретное, вроде "PR и реклама", "финансы и кредит", "управление персоналом". Специальность "юриспруденция" уже не кажется старшеклассникам столь привлекательной, как раньше. Растет интерес к творческим профессиям. Технические специальности, которые несколько лет были крайне непопулярны, постепенно начинают набирать вес - в первую очередь связанные с информационными технологиями. Московские вузы, хотя и с некоторым запозданием, стараются отвечать вновь возникающим требованиям. Все чаще и чаще проводится набор на такие узкоспециализированные учебные программы, как, например, "менеджмент в химической промышленности", "менеджмент в спорте", "антикризисный менеджмент" и т.д. Как когда-то каждый вуз открывал юридический факультет, сейчас многие открывают факультеты дизайна или, например, журналистики". |