29-06-2006 В Госдуме прошел круглый стол, посвященный проблемам бизнес-образования молодежи
28 июня в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации прошел круглый стол "Система бизнес-образования молодежи как основа конкурентоспособности и эффективного роста российской экономики", организованный Комитетом Государственной Думы по образованию и науке и Молодежной школой бизнеса Никиты Исаева. В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти (Министерства образования, аппарата правительства), члены Общественной палаты Российской Федерации, представители общественных и профессиональных объединений (Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной Палаты России), представители крупнейших российских компаний ОАО "Газпром", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Собинбанк", "Спорт-мастер", молодежных организаций и объединений. Участники дискуссии констатировали наличие ряда проблем, связанных с неэффективностью использования интеллектуального и трудового потенциала молодежи и несоответствием уровня профессионализма молодых специалистов ожиданиям работодателей. Основными показателями такого несоответствия являются: - высокая доля выпускников вузов, начинающих работать не по приобретенной специальности; - несоответствие уровня молодых специалистов требованиям работодателей; - низкий процент желающих заняться собственным бизнесом среди молодых людей; - низкий уровень лидерских качеств молодежи. Участники круглого стола полагают, что найти решение обозначенных проблем невозможно в рамках только одной части существующей образовательной системы. Требуется создание специальной программы, учитывающей весь комплекс проблем. Основой такой программы должна стать система молодежного бизнес-образования, способная эффективно решить проблему профориентации, развития предпринимательских навыков и прикладных знаний, необходимых для быстрого включения молодых специалистов в экономическую жизнь страны. В ходе обсуждения участники круглого стола рекомендовали Государственной Думе, Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ, органам государственной власти субъектов РФ: - в течение 2006-2007 годов сформировать полновесную законодательную базу, направленную на развитие дополнительного бизнес-образования и системы профориентации молодежи; - принять в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" комплексную программу дополнительного начального бизнес-образования молодежи, в том числе по инновационному предпринимательству; - сформировать в составе Комитета Госдумы по образованию и науке отдельную комиссию для создания условий широкого участия молодежи в обсуждении законодательных инициатив Федерального Собрания РФ; - рассмотреть возможность создания Федерального агентства по делам молодежи, с организацией при нем центров профориентации и поддержки молодежного предпринимательства; - разработать меры по практической поддержке развития системы профориентации и начального бизнес-образования, реализуемых организациями бизнеса и некоммерческими образовательными учреждениями; - сформировать экономические условия, стимулирующие вовлечение бизнеса в образовательные процессы, связанные с приобретением молодежью в возрасте от 14 до 23 лет практических навыков работы, необходимых профессиональных знаний. Участники круглого стола высказали также ряд предложений по развитию системы дополнительного бизнес-образования, предложив: - упростить процедуру лицензирования негосударственных образовательных учреждений, которая бы ограничилась только рамками учебных программ и методик; - активно развивать бизнес-школы на тех территориях, где реализуются приоритетные национальные инвестиционные проекты; - развивать не только бизнес-школы, но и другие направления дополнительного образования, такие как молодежные предприятия и школьные компании. Подводя итог круглого стола, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке депутат Валентина Николаевна Иванова отметила, что, несмотря на серьезные проблемы в области молодежного бизнес-образования, можно на практике убедиться в том, что существуют действенные и эффективные решения, способствующие реализации экономического потенциала молодежи, что, в конечном счете, ведет к повышению конкурентоспособности, задает необходимый темп развития экономики страны, содействует решению социальных и экономических задач, стоящих перед государством и обществом. |