В этом году амбициозным российским управленцам предоставляется возможность принять участие в программе «Нордпрактик – Новые менеджеры для России» и бесплатно пройти стажировку на предприятиях в Швеции. Эта правительственная российско-шведская программа проводится с 1998 по 2002 год и финансируется Шведским агентством международного развития (Sida). Она нацелена на развитие профессиональных навыков российских менеджеров и установление деловых контактов между предприятиями обеих стран. В программу входит недельное обучение, трехнедельная стажировка на шведском предприятии и индивидуальная работа участника над бизнес-проектом. После успешного прохождения всех этапов стажеры получают дипломы. Организаторы программы берут на себя расходы по размещению, питанию участников «Нордпрактик» в Швеции, их медицинскому страхованию и проезду. Ежегодно таким образом стажируются приблизительно сто человек. Для участия в программе кандидат должен соответствовать следующим требованиям: возраст 25-40 лет, высшее образование, стаж работы в управленческой должности, рабочее знание английского языка и наличие поддержки со стороны руководства предприятия. Для начала необходимо заполнить анкету, которую можно найти в Интернете на сайте: www.norden.se/nordpraktik. Заполненная анкета направляется в российский офис, отвечающий за работу с данным регионом, по электронной почте. Первоначальный отбор кандидатов проводится по результатам анкеты и телефонного интервью на английском языке. Специалисты, успешно прошедшие первую ступень отбора, приглашаются на двухдневный семинар в Москву, Санкт-Петербург или Архангельск, где находятся офисы «Нордпрактик». Приоритетными для шведской программы являются управленцы малых и средних предприятий, что не исключает участия и представителей крупных компаний. Не могут участвовать в программе лишь специалисты, работающие в финансовой сфере, так как она является достаточно закрытой для полноправного сотрудничества. Кандидат, успешно прошедший собеседование, считается принятым в программу, и для него начинается поиск принимающей стороны. Многие шведские компании заинтересованы в стажерах, являющихся для них потенциальными партнерами и источником знаний об особенностях российского рынка. «Для всех шведских предприятий очень важно не упустить возможностей российского рынка, - говорит менеджер отдела маркетинга и продаж Telia Mobile AB Чарльз Джеймсон. - Знакомство со стажером было для нас очень полезным, благодаря ему мы больше узнали о России и российском рынке». В недельное обучение входят тренинги по руководству и управлению, финансовому менеджменту, управлению проектами, а также введение в шведскую социологию и 20-тичасовой вводный курс шведского языка для желающих. Шведская система менеджмента имеет свои особенности, например, демократичность и так называемую «горизонтальную» структуру управления, при которой отсутствует четкая вертикальная иерархия, а работа в основном организуется путем создания проектных групп. Особое внимание шведы уделяют долгосрочному планированию и тщательному продумыванию ситуаций. Денису Бирюлину, проходившему стажировку в Telia Mobile AB, сначала шведский способ обсуждения проблем казался неэффективным. «Но затем, поработав несколько недель в компании, я понял, что результат работы значительно выше, если решение хорошо продумано и подготовлено». Политика открытости шведских компаний дает стажерам возможность поработать и пообщаться с менеджерами всех департаментов принимающей компании. Их свободно допускают, например, к работе с дистрибьютерами и клиентами, они могут поучаствовать в деятельности маркетингового, финансового или любого другого отдела. Татьяна Климентьева проходила стажировку в First Hotel Amaranten и First Hotel Reisen: «Я попробовала работать во всех структурных подразделениях отеля – от уборки комнат до отдела кадров и маркетинга. Стажировка дала мне возможность получить полное представление о том, как можно работать в гостиничном бизнесе в Швеции. Я узнала очень много нового». Когда кандидат подает заявку на участие в программе, его просят обосновать свое желание ознакомиться со шведским бизнесом, определить основную идею проекта, который он хотел бы реализовать или развить в процессе стажировки. При личной беседе с принимающей стороной в России требуется более детальное описание проекта, который может касаться внутренних изменений компании, где работает кандидат, или предусматривать поиск шведского партнера и сотрудничество. Во время самой стажировки в шведских компаниях проекты участников рассматриваются на тренингах в качестве примеров. О выпускниках программы не забывают и после их возвращения в Россию. Российско-шведская ассоциация менеджеров (РШАМ) и шведская организация Norden поддерживают отношения с бывшими стажерами, помогают воплощать в жизнь их программные проекты. Каждый год проводится опрос бывших участников, руководителей шведских и российских компаний, в которых они стажировались и работают по сей день. Для шведской стороны важно отследить, насколько эффективно влияет участие управленцев в программе на дальнейшее развитие бизнеса и сотрудничество двух стран.