25-03-2002 Чего не хватает российскому менеджеру?
По мере стабилизации экономической ситуации в России и развития отечественного бизнеса компании все сильнее ощущают дефицит компетентных менеджеров среднего звена. Не уповая на то, что проблема быстро решится благодаря системе высшего образования, руководители стараются повышать профессиональный уровень штатных менеджеров всеми доступными способами. Для скорейшего решения этой проблемы высшему руководству необходимо определиться, какие бизнес-навыки развиты у менеджеров недостаточно и как ситуацию можно исправить. Важно сконцентрироваться именно на тех навыках, которые дадут максимальную отдачу при наименьших временных и финансовых затратах. На наш взгляд, большинство трудностей, с которыми сейчас сталкивается российский бизнес, можно свести к трем общим проблемам: недостаточное развитие базовых бизнес-навыков; отсутствие навыков эффективной аналитики и коммуникации; недостаточное знание ключевых управленческих инструментов. Для начала мы бы хотели остановиться на двух базовых бизнес-навыках: планировании и финансовом анализе. Нелюбовь к планированию в любом виде вполне объяснима с психологической точки зрения. Годы советской плановой экономики привили стойкую аллергию к построению планов не только людям среднего возраста, но даже молодым менеджерам, которые о советских реалиях знают лишь понаслышке. Но, как это часто бывает, вместе с водой выплеснули и ребенка - вместе с плановой экономикой канули в небытие и все существовавшие методы управления проектами и планирования работ, включая известные сетевые графики и др. Между тем владение базовыми навыками планирования дает возможность значительно повысить эффективность работы, поскольку позволяет просчитывать необходимые ресурсы, идентифицировать и минимизировать риски, критически оценивать результаты проектов по мере их завершения и делать соответствующие выводы. Фокус на планировании позволяет четко распределять ответственность на любом этапе проекта и делает всю организацию более контролируемой за счет выделения менеджеров проектов и создания возможностей для оценки результатов их деятельности. Другой базовый навык, владение которым необходимо совершенствовать, - это управление финансами. Отсутствие достаточных знаний и умений в этой области объясняется в основном особенностями российской экономики переходного периода. В стране, где реальность часто была фантастичнее самых смелых предположений и сценариев, любое финансовое планирование дальше, чем на год, было бессмысленно. В результате даже самые молодые менеджеры недостаточно знакомы с понятием "дисконтированные денежные потоки" (DCF) и не умеют анализировать отчеты о прибылях и убытках. Причем базовые навыки в области управления финансами необязательно должны подкрепляться глубокими теоретическими познаниями. Вполне достаточно иметь общее представление об анализе финансовых результатов бизнеса и видеть возможности повышения прибыльности. Финансовый анализ предполагает владение двумя основными методологиями. Анализ финансовых коэффициентов позволяет понять динамику развития бизнеса и сравнить основные показатели деятельности с показателями лучших компаний. С помощью анализа "дисконтированных денежных потоков" можно более точно оценить альтернативные пути вложения средств и выбрать те из них, которые позволяет максимально повысить стоимость компании. Навыки финансового планирования также способствуют значительному повышению эффективности работы в смежных отраслях, например дают возможность мыслить в терминах «деньги - технологии - деньги». Такой подход позволяет избежать значительных вложений в технологии, дальнейшее развитие и рентабельность которых не продуманы и не просчитаны заранее. Также, например, умение анализировать уровень прибыльности по различным продуктам и клиентам позволяет значительно повысить качество маркетингового планирования и, соответственно, увеличить объем продаж. Не менее важны для эффективной работы менеджеров навыки эффективной коммуникации и владение основными инструментами ведения бизнеса - этому мы посвятим следующую статью, которая будет опубликована 1 апреля. Вэл Ванинов - вице-президент Access Industries (Eurasia) , LLC; Кирилл Дмитриев - заместитель генерального директора компании IB |