СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
08-04-2002  Из опыта организации дистанционного обучения в Швейцарии

   В Швейцарии, как и в других западноевропейских странах, усиленно заботящихся о развитии учащейся молодежи и молодых специалистов, дистанционное обучение быстро становится одним из популярных способов получения знаний или повышения квалификации. Высокий уровень компьютеризации Швейцарии и ярко выраженное стремление швейцарцев, особенно молодых, к расширению общего кругозора и профессиональной подготовки за счет освоения смежных областей создают прекрасные условия для развития сети центров и институтов дистанционного обучения. Один из них – Романский Центр дистанционного обучения (CRED).
   Созданный в 1995 г. ассоциацией правовых и университетских организаций, преподавателями и представителями частного сектора экономики, Центр оказывает образовательные услуги франкоязычному населению Швейцарии и приграничных областей. Французский язык считает родным каждый пятый швейцарец, а многие жители приграничных городов и деревень Франции связаны с Швейцарией множеством уз, в том числе и деловых, так что недостатка в учащихся Центр не испытывает.
   Несмотря на свою молодость, CRED ставит перед собой весьма амбициозные цели, стремясь стать учебной организацией университетского уровня компетенции. Семь лет работы – сравнительно небольшой срок, и называть CRED Интернет-университетом было бы преувеличением, однако по многим дисциплинам он уже сегодня предлагает программы обучения в рамках стандартного университетского цикла. Разумеется, и речи нет о праве получения «классического» университетского диплома: требования, предъявляемые к соискателю такого диплома, чрезвычайно высоки, и заработать его можно лишь пройдя полный курс обучения (5-6 лет) в одном из 10 признанных государственных швейцарских университетов. Однако возможность получить документ о сдаче экзаменов «первого сертификата» (этот экзамен студенты обычных сдают в течение первых двух лет обучения в университете) Центр действительно дает. Так, диплом выпускника философского или географического факультета открывает возможности для получения сдачи первого экзамена университетского уровня по истории Франции. Другие возможности – «первый сертификат» по курсу математики или экономики для тех, у кого есть естественнонаучное или инженерное образование.
   Среди учащихся Романского Центра не только молодые люди, по тем или иным причинам не попавшие в университет, но мечтающие о мантии магистра наук. Обращаются сюда и состоявшиеся студенты университетов и выпускники, желающие получить подготовку в науках и предметах, которые не вошли в их университетскую учебную программу. Коллективными клиентами Центра могут быть и образовательные учреждения, в том числе школы, гимназии и высшие учебные заведения, использующие информационную базу Центра для дополнения своих программ.
   Интерес к деятельности CRED проявляют и бизнесмены, руководители крупных и средних предприятий. Для них Центр разработал целый ряд курсов, охватывающих как сферу управления, так и область естественных наук и техники.
   Наконец, в Центр может обратиться любой человек, который стремится получить новые знания для общего развития или для удовлетворения профессиональных интересов и потребностей. Таким учащимся CRED предлагает занятия по индивидуальному плану. Однако Центр не занимается организацией занятий для школьников или гимназистов, его программы относятся к уровню послешкольного образования (niveau tertiaire).
   Швейцария – небольшая страна, и дорога до Сьерра, города в кантоне Вале, где находится здание CRED, не может занять больше часа-полутора, если даже учащийся живет в самой отдаленной части романской (франкоязычной) Швейцарии. Это обстоятельство позволяет Центру развивать такую форму обучения, как субботние семинары, лекции, коллоквиумы, конференции, причем программы многих курсов предусматривают физическое присутствие студентов-«дистантников» на этих видах занятий в обязательном порядке.
   Еще одна важная особенность организации учебного процесса в Романском Центре дистанционного обучения – это институт наставников.
   Наставник, или тютор, – важная часть жизни многих традиционных швейцарских университетов. В роли тютора часто выступают ассистенты профессоров, аспиранты, недавние выпускники факультета, совмещающие работу над диссертацией с преподавательской деятельностью. Прекрасно разбираясь как в предмете и специфике работы кафедры, так и в трудностях, с которыми сталкиваются студенты, тюторы выполняют ответственную функцию, помогая преподавательскому корпусу и студентам найти общий язык.
   Дистанционное обучение требует от студента большой силы воли, строгой самодисциплины, умения работать индивидуально и правильно рассчитывать свое время, поэтому задача тютора в системе CRED не менее, а может быть, и более ответственна, чем в «обычном» учебном заведении. Тютор сопровождает учащегося на протяжении всего срока обучения, поддерживая усилия преподавательского состава Центра. Он дает советы, предоставляет информацию, поддерживает и, в конечном счете, обеспечивает успешность учебного процесса. Он же принимает письменные работы и экзамены. Кроме того, тютор-наставник по-дружески ободряет студента, помогая ему сохранять позитивный эмоциональный и мотивационный настрой, – а это исключительно важно для людей, нередко совмещающих учебу с работой и семейными заботами.
   CRED – национальное учебное заведение, однако его партнерские связи распространяются далеко за пределы страны. Благодаря этому клиенты Центра получают возможность пользоваться огромным учебным и научным потенциалом образовательных учреждений не только Швейцарии, но и Франции, а также франкоговорящей Канады.
   Среди партнеров CRED такие крупные швейцарские учебные заведения, как Инженерная школа в Сионе, Высшая школа информатики в Сьерре, Институт исследований в области информатики и телематики, несколько «классических» университетов и др.
   В числе зарубежных партнеров Университет Франш-Комтэ (Безансон), Бургундский университет (Дижон), один из университетов Гренобля, Университет Париж VIII, Национальный Центр дистанционного обучения (CNED, Франция), Теле-Университет Квебека (Канада). Следует отметить, что зарубежные партнеры Романского Центра накопили огромный опыт работы в области дистанционного обучения. Так, университеты Безансона, Дижона и Гренобля входят в Международную Федерацию межуниверситетского дистанционного образования (FIED, Париж), созданную в 1987 и объединяющую 22 университета и более 35 000 студентов, а CNED, основанный в 1939 г., насчитывает 350 000 учащихся из 176 стран (80% учащихся старше 18 лет, 50% из них ставят целью получение высшего образования). Теле-университет Квебека создан в 1972 г. Он является частью Квебекского университета и действует только в сфере дистанционного обучения. С момента его создания в нем учились 200 000 студентов, из которых 10 000 получили диплом. В среднем он принимает 15 000 студентов в год.
   Сам же Романский Центр является с июля 1997 г. является членом Европейской ассоциации дистанционных университетов (EADTU) и имеет статус EuroStudyCentre (ESC), что дает ему и, следовательно, его студентам право привилегированных контактов с другими образовательными учреждениями-членами EADTU. Например, CRED передает своим партнерам клиентов, желающих получить образование по таким программам, как коммуникации (Теле-Университет Квебека), экономические науки (Университет Pierre Mendès, Гренобль), психология (Университет Париж VIII), современная литература и педагогические науки (Университет Дижона), математика и история (Университет Безансона).
   В свою очередь, Романский Центр предлагает несколько оригинальных педагогических и «гуманитарных» программ. Одна из них – программа подготовки преподавателей для взрослых. Эта программа дистанционного обучения, разработанная с учетом требований FSEA (Швейцарская Федерация образования для взрослых), позволяет учащимся CRED получить квалификацию преподавателя, работающего в системе обучения взрослых. Для получения соответствующего сертификата необходимо пройти 18-месячный курс подготовки (600 часов занятий, из которых 420 часов отводятся на дистанционное обучение, 60 часов занятий – субботним групповым занятиям и 120 часов – на подготовку дипломной работы).
   Эта программа предлагается тем, кто имеет по крайней мере 3-летний опыт профессиональной деятельности в этой области, начинающим преподавателям и людям, связанным с областью управления человеческими ресурсами.
   Большим спросом пользуется программа подготовки специалистов по управлению предприятием. Обучение по этой программе позволяет учащимся овладеть компетенциями в двух областях – эффективное управление людскими ресурсами и анализ рынка. Программа рассчитана на 2 года (600 час.) и предназначена для людей, которые де-факто уже работают в данной области, но стремятся повысить уровень своей теоретической подготовки. Соискатель обязан представить аттестат зрелости или документы, подтверждающие наличие профессионального опыта в сфере управления.
   Учителя, работающие в начальной и средней школе, могут повысить квалификацию, окончив 3-летний курс дистанционного обучения по программе «педагогические науки». Каждый годовой цикл включает в себя три модуля дисциплин с суммарным объемом 250 часов, куда входит и индивидуальная работа по подготовке курсовых работ, а также 8-10 семинаров по 4 часа каждый. В числе предметов, входящих в программу, – психология профессионального обучения, социальная психология, социология обучения, дидактика и педагогика, проблемы школьного обучения, педагогические коммуникации.
   Не имеет аналогов в других центрах дистанционного обучения Швейцарии программа подготовки социальных работников, заботящихся о пожилых людях. Курс «Геронтология» учитывает весь круг практических вопросов, связанных с поддержкой стариков, находящихся на попечении социальных органов как в домашних условиях, так и в специализированных учреждениях, – здоровье, уход, семейная помощь и др. Для освоения программы требуется около 100 часов занятий в течение 20 недель.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"