СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
11-04-2002  Прайс-лист на абитуриентов. В российском высшем образовании финансовая революция

   С образованием продолжают экспериментировать. В прошлом году в пяти регионах России апробировали единый госэкзамен (ЕГЭ). В этом году эксперимент дополнят (пока только в двух регионах) введением государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), потому как одно без другого, по мнению реформаторов - точнее, модернизаторов - системы образования, подлинного эффекта не даст. Если с единым экзаменом все уже более или менее понятно, то ГИФО - штука загадочная, малопонятная, уже прозванная образовательным ваучером. Единственное, что точно известно: ГИФО - это бюджетные деньги, которые следуют за абитуриентом. Попробуем разобраться, откуда и куда они следуют, когда, сколько и почему.
   Постановление правительства РФ N 6 и приказ Министерства образования N 440 о проведении в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием ГИФО вышли еще зимой. Суть и смысл ГИФО отражены в названии: это обязательство государства в определенном объеме оплатить из бюджета весь срок обучения в вузе конкретному гражданину, сдавшему единый экзамен. Теперь же наступило время конкретики: Минобразования подготовило методику расчета и схему распределения государственных именных финансовых обязательств. Дело в том, что для каждого поступающего в вуз ГИФО будут иметь индивидуальный "вес", напрямую зависящий от результатов сдачи ЕГЭ. Как утверждает министр образования Владимир Филиппов, расчеты велись на основании анализа ситуации в системе высшего образования. Из чего исходили разработчики? Во-первых, из статистики, которая говорит о том, что в прошлом году в государственных вузах 51 процент первокурсников об учались уже на платной основе. Во-вторых, что около 1 миллиарда долларов, затрачиваемых родителями на поступление детей в вузы, вращается в теневой части сферы образования. Эта ситуация, по мнению министерства, свидетельствует о неэффективности системы финансирования образования. Государство, которое выделяет все больше средств на образование, в том числе высшее, требует, чтобы они работали с максимальной отдачей.
   Систему финансирования высшей школы сегодня без особых натяжек можно назвать уравнительной: вузы составляют сметы и получают свою долю денег. При этом никто не учитывает, что собой представляет вуз, к какой категории (престижный, сильный, слабый) он относится, специалистов какого уровня выпускает. То есть стимула к повышению качества образования не существует.
   Да и студенту все равно: если ему удалось (независимо от успехов в школе) всеми правдами и неправдами поступить на бюджетное отделение, то до момента получения диплома он абсолютно спокоен. Хуже тому, кому на бюджетном мест не хватило: он вынужден платить деньги. Поэтому выбирает не то учебное заведение, в котором хотел бы получить образование, а то, на учебу в котором хватает средств. Все эти недостатки и должны устранить ГИФО вкупе с ЕГЭ. Единый экзамен, изымая из системы вступительные экзамены, по мнению реформаторов, искореняет систему взяточничества и репетиторства. А финансовые обязательства позволяют воздать всем по зас лугам.
   Как будет работать система? По результатам сдачи единого экзамена каждый выпускник получит категорию ГИФО, зависящую от количества набранных баллов (максимальная сумма - 100). Категорий пять: А+ (высшая, от 100 до 80 баллов), А (~~80-60 баллов), Б (~~60-40 баллов), В (~~40-20 баллов), Г (~~20 баллов и ниже). Каждой категории будет соответствовать конкретная сумма, выделяемая из бюджета на обучение в вузе. Например, в этом году А+ стоит 13,3 тысячи рублей в год, А - 10,6 тысячи, Б - 5,3 тысячи, В - 4, 3 тысячи, Г - 0 рублей (то есть государство не будет оплачивать двоечников). Эти цифры актуальны только для 2001/02 учебного года. Затем они будут меняться в зависимости от величины бюджетного финансирования.
   Правда, шкала расчета ГИФО составлена в двух вариантах - "мягком" (приведенном выше) и "жестком". Если в первом варианте денежные различия между категориями незначительны, то во втором - существенны ("жесткая" категория А+ стоит 19 тысяч рублей, а категория В - всего 2,7 тысячи). Какие расценки станут основными, пока неясно, поэтому будем ориентироваться на "мягкий" вариант.
   Сумма, выделяемая на ту или иную категорию, рассчитывается с помощью присвоенного каждой категории коэффициента. Для А+ это 2,5, для А - 2, для Б - 1, для В - 0,8 и для Г - 0. На эти коэффициенты и умножается некая общая сумма, выделенная государством на обучение одного студента-бюджетника. Естественно, весь образовательный бюджет на ГИФО не переведут. Вузы по-прежнему будут получать от государства деньги на оборудование, стипендии, коммунальные и другие расходы, на это отводится приблизительно 40 процентов бюджета (схема N 1). А вот остальные 60 процентов - доля ГИФО. Исходя из того, что в этом году на каждого бюджетника государство выделяло в среднем 8,8 тысячи рублей (не только на собственно обучение, но и на оборудование, стипендии и т. д.), становится понятно, откуда взялись стоимости категорий: 60 процентов от этой суммы и есть 5,3 тысячи, которые затем были умножены на перечисленные коэффициенты.
   Любому, кто знает реальные цены на образование, даже максимальные суммы ГИФО покажутся смешными. Однако, по словам ректора одного из самых престижных и дорогих вузов - Финансовой академии - Аллы Грязновой, этих денег будет более чем достаточно для того, чтобы каждый способный выпускник мог получить по-настоящему качественное образование.
   Никто не может заставить вузы устанавливать размер стоимости обучения в соответствии с ГИФО. За ними останется право самостоятельно определять цену образования по каждой специальности. Однако законодательно установлено, что не менее 50 процентов студентов, поступивших в вуз и лучших по рейтингу ЕГЭ, будут обучаться только за бюджетные деньги. Из этого следует, что для половины студентов цена образования не будет играть роли.
   Конечно, вуз заинтересован в студентах с максимальной стоимостью ГИФО, поэтому станет устанавливать собственные критерии отбора. Например, заявив, что цена года учебы 20 тысяч рублей, будет принимать на бюджетное отделение только тех, кто набрал не менее 80 баллов по профильным предметам. С одной стороны, это хорошо. Абитуриент, зная требования вуза, может послать свои документы именно туда, где точно пройдет на бюджетное отделение. А может послать и в более престижный вуз, точно зная, сколько придется доплачивать за качественное, престижное образование. Так, если его сертификат типа Б стоит 5,3 тысячи рублей, то разница в 14,7 тысячи для приведенного выше примера ляжет на бюджет его семьи. Он может выбрать вуз подешевле, например, со стоимостью учебного года 10 тысяч, и доплачивать всего 4,7 тысячи в год.
   По словам идеолога модернизации образования ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, эта система даст возможность выбрать приличный вуз даже тем, у кого сертификаты Б и В , поскольку доплачивать - это совсем не то, что платить 100 процентов.
   Конечно, это дешевле, но есть нюансы. Первый: сегодня по закону госвузы не имеют права набирать более 25 процентов студентов на платное обучение.
   Теперь же им разрешат набирать "платников" в 2 раза больше. Второй: по словам одного из авторов проекта ГИФО, ученого секретаря Высшей школы экономики Татьяны Клячко, всего в вузе должно быть 50 процентов бюджетников, но по каждой из специальностей процент может быть установлен свой. Это значит, что на одной специальности могут учиться 100 процентов студентов только за ГИФО, а на другой - только за деньги. Как используют эту возможность вузы, можно предположить: где-то популярные факультеты станут полностью платными, непрестижные - бюджетными, при этом баланс 50 на 50 формально будет соблюдаться.
   Одним словом, потенциальному студенту придется очень тщательно изучать требования вузов к поступающим, соизмерять свой сертификат и условия приема на бюджетные отделения.
   Как сказал "Итогам" первый заместитель министра образования Григорий Балыхин, финансирование по ГИФО вызывает у большинства ректоров отрицательную реакцию и потребуется долгая подготовительная работа, чтобы разъяснить все положительные стороны этой системы. Многие ректоры действительно недовольны.
   Но это, как правило, руководители небольших вузов, всевозможных филиалов, которым в народе, да и в Минобразования, присвоили звание слабых. Для них ГИФО - разорение, поскольку учатся там не самые способные дети. Они, соответственно, принесут с собой низкие категории ГИФО и маленькие деньги.
   Зато руководители престижных и так называемых сильных вузов двумя руками за ГИФО. "Для нас государственные финансовые обязательства - это увеличение финансирования, - говорит ректор Финансовой академии Алла Грязнова. - Если сейчас государство выделяет для обучения на бюджетном отделении 8-11 тысяч рублей на студента, что составляет малую часть от реальной стоимости, то каждый студент с ГИФО категории А+ и А принесет значительно больше. Кроме того, мы учили на бюджетных отделениях примерно 80 процентов студентов и всего 20 - за деньги, которыми и покрывалась недостача реальной стоимости обучения "бюджетников". Теперь платить будет половина обучающихся, и это, кстати, позволит снизить стоимость обучения за год".
   Теоретически все правильно: вуз будет получать за каждого студента сумму по ГИФО плюс долю, причитающуюся каждому студенту из оставшихся вне ГИФО 40 процентов бюджета на образование. Для категории А+ в сумме это порядка 22 тысяч рублей. Если учесть, что и количество бюджетников уменьшится, то обучающимся на платной основе придется доплачивать из своего кармана "за того парня" более скромные суммы. По расчетам Татьяны Клячко, в элитных вузах цены упадут вдвое, в средних - на четверть, а слабые будут вынуждены держать их на прежнем уровне. Ярослав Кузьминов уверен, что в результате студенты не пойдут учиться в слабые вузы, поскольку за ту же сумму смогут получить в сильном вузе более качественное образование.
   На примере приема прошлых лет и результатов ЕГЭ авторы ГИФО составили приблизительную модель распределения выпускников с разными категориями сертификатов по вузам (схема N 3). Оказалось, что в среднем только 5 процентов выпускников смогли заработать категорию А+, 15 процентов - А, 35 - Б, 25 - В и 20 процентов - Г. Согласно расчетам самые сильные заняли бы бюджетные места в престижных вузах, чуть послабее - в средних, а вот в слабые могли подать заявления в основном абитуриенты с категорией ниже Б.
   Тогда бюджетные средства распределились бы следующим образом (схема N 2): 16 процентов досталось бы сильным вузам, 59 процентов - средним, 25 процентов - слабым. Авторы исходили из того, что в стране сильных вузов всего 10 процентов (как определяли "слабость" и "силу" вуза, в Минобразования четко ответить не могут), средних - 60, а слабых - 30. При уравнительном принципе финансирования в таких же пропорциях распределялся и бюджет. Но по системе ГИФО выходит, что престижные учебные заведения отбирают у остальных 6 процентов финансирования, а слабые лишаются пятой части государственных денег. Министр образования Владимир Филиппов не однажды заявлял, что слабые не получат никакой поддержки. Авторы образовательной реформы уверены, что ГИФО - это новое оружие в войне с учебными заведениями, не дающими качественного образования. На практике, как уже прогнозировали "Итоги", это один из механизмов передела образовательного рынка и устранения слабых игроков. Выиграет ли от этого потенциальный студент - покажет время. Насколько верна теоретическая база ГИФО, станет понятно уже к осени, когда в 5 российских вузах, рискнувших применить на практике новую систему, закончится вступительная пора.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"