11-04-2002 Когда сентябрь начинается в апреле
Похоже, эксперимент по сдаче единого государственного экзамена в Новосибирской области будет носить, скорее, символический, нежели реальный характер. Такой вывод можно сделать из результатов опросов в школах города. Подавляющее большинство школьников и их учителей заявили, что они не имеют желания участвовать в эксперименте. Главная причина: на сегодняшний день всего девять вузов Новосибирска дали согласие принимать результаты экзаменационных тестов. Семь из них выставили на ЕГЭ только половину специальностей. Среди ребят небезосновательно бытует мнение, что экзаменационный сертификат, выдаваемый после сдачи тестов, будет действителен на самых непопулярных, традиционно не пользующихся спросом специальностях, и то исключительно по непрофилирующим предметам, таким как русский язык на физмате. Если поступать на престижный факультет, все равно придется сдавать традиционные вступительные экзамены. Таким образом, основной фактор, которым школьников можно было бы заинтересовать сдавать ЕГЭ, сводится на нет. Учителя в качестве причин отказа учащихся от эксперимента называют психологический барьер: «Одно дело, когда ребята сдают экзамены в родной школе, где, как говорится, и стены помогают. Другое дело - ехать куда-то, попадать в незнакомую обстановку, в чужой коллектив». Есть и более веские причины. «Мы только накануне первого апреля получили полный пакет документов относительно ЕГЭ, - говорит заместитель директора школы N 162 Светлана Лаврукова. - Таким образом, на то, чтобы потренироваться с учениками решать тесты, времени остается меньше двух месяцев. Это крайне мало! Нужно было готовиться к ЕГЭ хотя бы в течение полугода, как только стало известно, что наша область вступила в эксперимент. Причем «пожарные» порядки, когда нас ставят в известность о чем-то важном в последний момент, приобретают характер тенденции». Того же мнения придерживается заместитель директора 64-й школы Татьяна Долгова: «Тренироваться в заполнении тестов нужно было с сентября. Сейчас, несмотря на то, что уровень сложности заданий тестов ниже, нежели, к примеру, уровень сложности традиционной контрольной работы по математике, ребята выбирают контрольную. Поскольку форма написания контрольной работы отработана годами. Что касается тестов, самая большая сложность - заполнение формы. Поставил галочку не в ту клеточку - и все!» Многие педагоги, соглашаясь с тем, что сама идея, может, и хороша, не верят в качественное ее исполнение. Завуч одной из школ в Академгородке, попросившая ее не называть, так отозвалась о ЕГЭ: «Я крайне отрицательно отношусь к эксперименту, потому что уверена: в этой ситуации дети окажутся заложниками головотяпства чиновников. Посмотрите, какая громоздкая, неуклюжая технология проверки экзаменационных работ: одна часть работы сканируется, отправляется по электронной почте в Москву. Другая часть проверяется здесь. Потом обе части соединяются. Если б мы жили в каком-нибудь крошечном государстве размером с Лихтенштейн, а уровень технологий у нас был как в Японии... С нашим уровнем, да еще с нашей привычкой все разворовывать, в том числе компьютерную технику, вот увидите: часть электронных версий работ при пересылке где-нибудь «зависнет», часть уйдет не по тем адресам, часть перепутается, часть вообще утратится. Как следствие, вместо двойного стресса на выпускных и вступительных экзаменах, от которого школьников хотят избавить этим самым ЕГЭ, они получат удесятеренный стресс, когда узнают, что эксперимент сорвался, а они остались ни с чем». Среди родителей доводилось слышать довольно резкие высказывания: дескать, единый экзамен на самом деле никому не нужен, кроме тех, кто рассчитывает, что средства, выделяемые на эксперимент, «прилипнут» к их рукам. Более того (на первый взгляд это кажется странным) многие родители в принципе против освобождения детей от пресловутого двойного стресса. Ибо считают, что экзамены как таковые дисциплинируют, развивают способность быстро принимать решения, «включать» мозги «на полную катушку», не теряться при неожиданном повороте событий. Все эти качества крайне необходимы во взрослой жизни, которая сама по себе есть один сплошной экзамен. Да и качество знаний, по мнению представителей старшего поколения, при традиционной зубрежке билетов выше, нежели при проставлении галочек в клеточки с уже готовыми ответами. Итак, из опрошенных нами пятнадцати школ в разных районах города всего лишь в трех нашлись желающие принять участие в эксперименте. В школе N 87 таковых сейчас 15 человек из 57 одиннадцатиклассников. По словам директора Николая Кириллова, в основном это хорошисты, ребята, уверенные как в своих знаниях, так и в крепости своих нервов. Отличники идти на тестирование побаиваются - по правилам, если на ЕГЭ отличник получает «4», то в аттестат ему могут поставить «5», но медаль уже не дадут. Правда, в 87-й все же нашелся один потенциальный медалист, вызвавшийся сдавать тесты по физике. Отчаянный парень, обожающий всякого рода эксперименты, в том числе и на себе, отозвался о нем директор. Не боятся тестов в 120-й школе. Потому что благодаря тесному сотрудничеству с НГТУ большинство учеников этой школы имеют богатый опыт сдачи репетиционных экзаменов. В школе N 21 нам сказали, что примерно 20 процентов выпускников относятся положительно к ЕГЭ. Большинство из них, отмечает директор Нина Кочкарева, средние ученики, надеющиеся за счет ЕГЭ получить оценку выше, чем «светит» им на традиционном экзамене. Мальчиков среди желающих тестироваться больше, чем девочек, так как девочки по природе своей более осторожны, консервативны и учатся лучше. Тем не менее выносить негативный вердикт: мол, все хлопоты и усилия по организации эксперимента в нашей области были зря, наверное, неправильно. Через два года Министерство образования планирует сделать ЕГЭ уже не экспериментом, а обязательным элементом образовательной системы. Мы очень плавно входим в новое русло. |