СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
14-04-2002  Образование в Германии будет еще качественнее

   Проблема качества высшего образования в Германии волнует нетолько профессорско –преподовательский состав, но и студентов, которые озабочены своим профессиональным будущим и конкурентноспособностью на рынке труда. По данным Мюнхенского института «Студент и рынок», половина всех выпускников немецких ВУЗов уже в течение трех месяцев после экзамена находят работу. И только 7% находятся в поиске рабочего места по специальности. Несмотря на это, студенты требуют улучшения качества образования.
   Немецкий еженедельник «Stern» посвящает целый номер своего журнала вопросам высшей школы и абитура. «AUD!MAX», специализированный журнал высшей школы, обсуждает проблемы взаимоотношений студентов и преподавателей. Кроме этого журнал затрагивает вопросы, касающие отношений профессорско-преподавательского состава и проводящейся в Германии реформы высшей школы.
   В 1998 году в Рамочный закон о высшей школе были внесены изменения, позволившие начать основополагающую реформу системы высшего образования. Цель реформы - через ориентирование преподователя на конечных успех, стимулирование соревновательности между ВУЗами, дифференцирование ВУЗовских программ, дерегламентацию процесса преподования обеспечить международную конкурентноспособность германских высших учебных заведений.
   Новая Германия уверенно занимает ведущее положение в Европе. С 1998 года стало возможным обучаться в немецких ВУЗах с последующим присвоением ученой степени бакалавра и магистра англосаксонского образца.
   Важными составными элементами реформы являются введение новой формы финансирования ВУЗов, которая ориентирована на показатели успеха оценки уровня научных исследований и преподования, а также повышение обязательств ВУЗов в области предоставления учебных консультаций. По этим вопросам немецкие профессора продолжают вот уже четвертый год ломать копья, защищая свои права на неприкосновенность безоблачной жизни. Это связано с тем, что ориентация реформы на показатели успеха преподавания угрожает значительно снизить оплату «плохо посещаемых студентами» преподавателей.
   Конец учебного семестра озноменовался по определению «AUD! MAX» «профессорским бунтом». Поводом к подобному определению стало открытое письмо, опубликованное на 4-х страницах «Frankfurter Allgemeinen Zeitung» и подписанное 3759 профессорами и доктарантами, протестующими против запланированной руководством страны служебной реформы высшей школы.
   Не имеющую аналогов в Германии акцию протеста преподавателей государственных университетов взял под свое крыло Немецкий союз высших школ (DHV-Deutschen Hochschulverband). Вместе с тем, выразитель общественного мнения газета «ZЕIT» на 1-ой странице квалифицировала эту акцию как эгоистическую.
   В чем же все-таки заключается проблема и в чем причина столь оживленных споров на страницах немецкой прессы? Скорее всего в том, что тяжело отказываться от старых уютных привычек маститым немецким профессорам. Германия по сути своей консервативна и удобно стабильна. Уверенные в единственно верной немецкой общеобразовательной системе представители старой школы не хотят равняться на американцев или англичан, чувствуя себя комфортнее в хорошо оплачиваемой, бесстрессовой, стабильной немецкой высшей школе.
   Организованные по лучшим образцам европейского классического образования немецкие университеты и институты отличались от известных англосаксонских немногим: системой оценки уровня научных исследований и преподования и оценочной системой в процессе учебы и сдачи экзаменов. Стремление немецкого правительства выравнять это единственное отличие, мешавшее международному профилированию немецких ВУЗов и получению выпускниками степеней магистра или бакалавра, и стало причиной столь бурного протеста на первых страницах «Frankfurter Allgemeinen Zeitung».
   Введение новой системы оценки уровня научных исследований и преподования предполагает новую систему оплаты труда преподавателя высшей школы. Ее критерием теперь станет посещаемость лекций, соотношение основных и дополнительных исследовательских нагрузок и качество получаемых студентами оценок. Для недостаточно квалифицированных профессоров это угрожает понижением оклада со средних 7000-8500 немецких марок в месяц на сумму приблизительно в 1500 немецких марок в месяц. Естественно, это вызывает бурный протест со стороны отвыкших от напряжения немецких слушателей науки.
   Еще одним камнем преткновения между офицальным Берлином и преподавателями является требование последних сравнять зароботную плату профессоров Восточногерманских земель с размером заработной платы преподавателей Западной Германии. Сегодня профессора университетов в Новых Бундесземлях получают только 88,5% зарплаты их коллег из старых Бундесземель. С 1 января 2002 года предполагается выравнивание зарплаты до 90%.
   «Различная оплата отражает лишь различное экономическое развитие земель и различие в налоговых поступлениях. Кто плохо платит, тот не может претендовать на лучших преподователей». Это высказывание президента DHV вовсе не определяет низкое качество преподавания в Восточной Германии, а лишь подчеркивает все еще сохраняющиеся различия в уровне жизни двух земель.
   Пока старая Германия борется с новыми решениями правительства, 40% немецких высших учебных заведений перешли на новую систему образования, предназначенную как для иностранных, так и для немецких студентов. Преподавание ведется на иностранном языке (в основном, на английском) и завершается присвоением учебной степени бакалавра или магистра.
   Дисциплированные немецкие преподаватели бунтуют во время каникул, не нанося ущерба учебному процессу. А студенты... Студенты изучают большое количество объявлений на университетских стендах с предложениями провести каникулы в заграничных трудовых лагерях или пройти короткую практику в одной из стран ЕС или в США.
   Немецкие университеты привыкли заботиться не только об учебе своих студентов, но и об их занятости в каникулярное время, предоставляя им вакансии для отдыха и работы, и этим оправдывая истинное название Alma Mater. Классическая немецкая школа, реформированная с учетом потребностей современного мирового рынка, несмотря на все болезни роста, остается престижной, востребованной в мире и любимой своими студентами, постоянно требующими ее усовершентсвования.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"