СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
21-04-2002  Отряды физиков несут потери

   Уровень знаний новосибирских школьников стремительно падает. При оценке комплексных показателей качества образования - такое мероприятие проводится сейчас в ходе аттестации школ - выяснилось, что в ряде учебных заведений всего шесть процентов старшеклассников успевают по физике. Остальные девяносто четыре процента учеников не могут выполнить задания «срезовых» контрольных работ даже на «двойку». С гуманитарными предметами дела обстоят несколько лучше. Хотя, к примеру, русский язык дается иным школьникам ничуть не легче, чем физика другим. Представители высшей школы также отмечают: абитуриент пошел не тот. Несмотря на всеобщую истерию по поводу бешеных конкурсов в университеты и академии, преподаватель физики НГУ Анна Романова говорит, что в Новосибирском госуниверситете конкурс на отделение физики в 2001 году был один человек на место. В этом году во время пробных экзаменов на физическом факультете пришли испытать свои силы в данной отрасли знаний всего 36 одиннадцатиклассников. Нормальные результаты по физике и математике показали лишь 12 из них. На механико-математический факультет пробовались 330 человек. Парадоксально, но 30 процентов из них, сдав хорошо физику и математику, получили «незачет» по русскому языку. Можно было бы предположить, что НГУ является, скорее, исключением, нежели правилом. Единственный в Сибири вуз, готовящий кадры для фундаментальной науки и предъявляющий к абитуриентам весьма высокие требования, в принципе не может рассчитывать на то, что туда толпой хлынут будущие Эйнштейны, Курчатовы, Марии Склодовские-Кюри и примутся расталкивать друг друга локтями. Однако и в педагогическом вузе - НГПУ, где согласны принимать не только гениев, но и обычных школьников, владеющих знаниями по физике и математике в объемах, не превышающих школьную программу, говорят, что в течение последних пяти лет образовательный уровень абитуриентов неуклонно снижается. «Набор в 125 человек мы выполняем с трудом. Иногда приходится брать даже троечников, - посетовал заведующий кафедрой теоретической физики НГПУ Юрий Пейсахович. - Совсем плохо стало, когда в школах отменили обязательный выпускной экзамен по физике». Декан математического факультета НГПУ Алфат Хасанов печально констатирует: не из кого брать не только студентов, но и преподавателей (их готовит как раз НГУ). Университет в последнее время выпускает мало специалистов. Те, кого он выпускает, не идут в педагоги. Конкурс на математический факультет НГПУ в 1999 году составлял 650 заявлений на 250 мест, в 2000 году количество желающих учиться уменьшилось на 100, в 2001 году на те же 250 мест претендовали всего 500 человек. Заместитель декана факультета прикладной математики и информатики НГТУ Владимир Стасышин, хоть и не отмечает уменьшения интереса абитуриентов к своей специальности, приводит такие цифры: из поступивших на матфак в 2000-2001 году 230 студентов остались 159 человек. То есть за 1,5 года факультет потерял более 70 человек. Как свидетельствует опыт, обычно отсев продолжается курса до третьего. За это время, полагает Владимир Михайлович, уйдут еще человек 30. «Если на решение вступительных тестов можно, что называется, «натаскать», то умение логически мыслить, глубоко анализировать, принимать оригинальные решения - именно это требуется в серьезных вузах - нельзя развить за три месяца занятий с репетитором, - объясняет Владимир Стасышин, - этому нужно учить в течение многих лет». По словам все тех же деканов физических и математических факультетов, успешных абитуриентов на технические специальности дают четыре-пять новосибирских школ: 130-я, 25-я - в Советском районе, гимназии NN 1 и 4 - в Центральном и одна школа в Дзержинском. Самое обидное, что на физфаке НГУ учится гораздо больше выпускников Бийского лицея, Кемеровского классического лицея и разных школ Хакасии, нежели новосибирских школьников. Между тем учителя везде получают одинаково мало. Значит, можно что-то сделать на уровне города, области?! Значит, не только ожидание «манны небесной» от федерального правительства -удел сегодняшних педагогов?

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"