12-12-2006 Портрет слушателя МВА по мнению экспертов
Сегодня можно говорить о стабильности развития рынка отечественного бизнес-образования. По мнению экспертов Begin Group, которые недавно провели очередной опрос слушателей программ МВА ведущих отечественных школ, период бурного экстенсивного роста завершен, и школы все в большей степени ориентируются на качество программ, нежели на количество слушателей. Несколько любопытных тенденций обнаружили эксперты проекта. Если раньше в качестве базового образования большинство слушателей программ МВА имели техническую подготовку, то сейчас в бизнес-школы чаще приходят люди с экономической подготовкой. Среди вузов, которые окончили нынешние МВА-слушатели, чаще всего встречаются МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭА им. Г.В. Плеханова, Московский авиационный институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ. Что получают студенты от программы MBA? На первое место слушатели ставят новые знания, а затем приобретение полезных связей, систематизацию уже имеющихся знаний и возможность развития карьеры. По-прежнему многие связывают с МВА возможность увеличения в будущем своего дохода, а кто-то – возможность смены сферы деятельности и возможность решения конкретных проблем бизнеса. По мнению экспертов, слушатели стали более требовательны к процессу обучения и стремятся получить в результате максимум возможностей. По-прежнему слабым звеном отечественного бизнес-образования считается плохая связь с практикой, недостаточное внимание к проблемам бизнеса и кейсов, высокая загрузка и высокое количество очных часов, обилие теоретической информации, недостаток актуальной литературы. Любопытно, что только треть слушателей МВА уверена, что стоимость бизнес-образования оправдана в полной мере. Наибольшее число студентов российских бизнес-школ имеют доход 1500–2000 долларов (30%), треть слушателей получает от 2000 до 3000 долларов. и только 16% – более 3000 долларов. Как отмечают эксперты, наметился некоторый рост зарплат по сравнению даже с аналогичными данными прошлого года. Это обстоятельство сопровождается общим увеличением заработной платы по рынку. Одновременно с этим растет и стоимость программ МВА. За последний год в ряде бизнес-школ она повысилась на 15–20%. Часто карьерный рост слушателей МВА происходит не только за счет повышения их стоимости на рынке труда благодаря престижному диплому. Немаловажную роль играют полезные связи, приобретенные в бизнес-школе, и создание network. Часто слушатели способствуют карьерному продвижению друг друга, кто-то находит на программе нового работодателя, а кто-то перспективных партнеров по бизнесу. Еще один вывод исследования – произошло распределение рыночных ниш: школы все более различаются по составу слушателей, типам программ, формам обучения и так далее. |