27-04-2002 Тренинги для провинции
В течение трудового дня штатный сотрудник компании "Вимм-Билль-Данн" обязан выкроить час на самообразование. Время для занятий он может выбрать сам - все материалы находятся тут же, в компьютере. Пару месяцев назад "Вимм-Билль-Данн" запустил программу дистанционного обучения персонала. Западные корпорации и университеты давно используют дистанционное обучение через Интернет и Интранет. К примеру, такие системы есть почти в трети британских компаний, утверждает Chartered Institute of Personnel Development. А институты, как Phoenix Online, Walden, Link, специализируются на обучении посредством Глобальной сети. Многие иностранные компании, придя на российский рынок, адаптировали системы дистанционного образования под нужды российского персонала. Через интернет-портал повышают уровень своих сотрудников московские представительства IBM и Hewlett Packard. Motorola в этом году планирует довести долю таких тренингов в общей программе до 50%. Для компаний с большим количеством региональных офисов вопрос обучения сотрудников стоит достаточно остро. Например, в "РЕСО-Гарантии", по словам начальника центра профессиональной подготовки персонала Ивана Рыбкина, столичный офис в своем развитии на два года обогнал другие отделения. Дистанционное обучение через интернет-портал может стать выходом в подобных случаях. До недавнего времени в России единственной компанией, внедрившей дистанционное обучение, была НК "ЮКОС". По словам Сергея Горькова, директора по персоналу "ЮКОСа", учебный портал начал работать в компании в 2000 г. С его помощью сотрудники могут повысить свои знания в области корпоративных финансов, техники безопасности, изучить тонкости нефтегазового бизнеса. Горьков говорит, что на развитие системы дистанционного обучения компания ежегодно тратит до $500 000. Всего в "ЮКОСе" работает свыше 100 000 человек. "Вимм-Билль-Данну" запуск учебного интранет-портала обошелся гораздо дешевле - $43 000. Стратегия продвижения в регионы требовала от ВБД внедрения единых корпоративных стандартов на всех предприятиях. Сделать это можно было лишь с помощью тренингов. Если приглашать сторонних преподавателей, для обучения 6300 человек - половины штата компании - пришлось бы потратить минимум $500 000. Собственный отдел обучения уменьшал затраты до $130 000, тогда как дистанционный портал обходился еще в три раза дешевле. Для дистанционного обучения в "Вимм-Билль-Данне" были отобраны тренинги, на которых не обязательно присутствие преподавателей. По словам Дмитрия Куприянова, таких набралось 28, т. е. 35% от всех тренингов, проводимых компанией. Сотрудник может изучить самостоятельно мерчендайзинг ассортимента, технологию эффективных продаж, основы маркетинга, правила делового общения и др. В качестве оболочки была использована Lotos Notes, разработку и поддержание системы осуществляла компании WebSoft. Несколько обучающих курсов были закуплены в тренинговых компаниях, остальные учебный центр "Вимм-Билль-Данна" подготовил сам. "За три года в компании накопились собственные программы, мы их адаптировали и поместили на портал", - рассказывает Куприянов. Управление по работе с персоналом договорилось с руководителями подразделений, что каждый сотрудник может тратить на обучение около одного часа в день. Учиться позволено любому сотруднику - было бы желание. С помощью внутреннего PR о запуске портала оповестили весь персонал. "К концу 2002 г. станет ясно, у каких сотрудников высокая мотивация на самообразование, - говорит Дмитрий Куприянов. - Такие люди будут в первую очередь продвигаться по службе". Сотрудникам, которые включены в кадровый резерв, учеба вообще вменена в обязанности. "Люди, которые в будущем займут более высокие позиции, должны за определенное время изучить ряд тренингов", - объясняет Куприянов. Сейчас в обязательном порядке учится 250 человек, программа обучения рассылается им по электронной почте. Успеваемость персонала портал отслеживает сам. Каждый новый ученик регистрируется и при входе в систему вводит свой пароль. Портал фиксирует время, проведенное в программе, количество пройденных тренингов, их результативность. А затем сотруднику автоматически напоминают о непройденных тренингах и присылают кейсы, поддерживающие ранее полученные знания. Все эти данные может просмотреть и руководитель отдела, чтобы выяснить, на каком уровне находится каждый из подчиненных. Также в портале предусмотрена система соревнований: ученикам присваиваются рейтинговые оценки. С января 2002 г. начали учиться 800 человек. По словам Куприянова, обучение должны пройти половина сотрудников "Вимм-Билль-Данна": 60% приступивших к учебе работают на региональных заводах компании в Нижнем Новгороде, Киеве, Бишкеке, Уфе или Владивостоке. Исполнительный директор ООО "Вимм-Билль-Данн Уфа" Алтай Сакибаев стал первым учащимся в уфимском филиале. "Я начал с водных тренингов, чтобы выяснить, как работает система, и порекомендовать сотрудникам конкретные тренинги", - рассказывает Сакибаев. Именно Сакибаев посоветовал Георгию Дваладзе, менеджеру отдела престижных клиентов компании, пройти общие тренинги. Дваладзе учится лишь по субботам, поэтому за два месяца работы в компании он изучил только первый тренинг. "Я бы занимался больше, но дома у меня нет компьютера, а в течение дня на учебу не хватает времени", - объясняет он. Единственная проблема, которая сейчас остро стоит перед ВБД, - это ограниченность сетевого трафика и оснащенность заводов компьютерами. К примеру, Дваладзе делит свой компьютер с тремя другими менеджерами. По словам Куприянова, "Вимм-Билль-Данн" сейчас думает, как приобщить к учебе остальных работников. Возможно, компания создаст при заводах компьютерные классы. Именно таким образом решил эту проблему "ЮКОС". С вводом программы дистанционного обучения "Вимм-Билль-Данн" не собирается полностью отказываться от традиционных тренингов. Далеко не все тренинги можно проводить через Интернет. К примеру, невозможно развить навыки презентаций, сидя перед компьютером. Специалисты уверены, что наилучший результат дает совмещение дистанционного и традиционного обучения. "Дистанционные порталы позволяют сотрудникам учиться с разной интенсивностью и в удобное для них время, - объясняет Алла Гридасова, директор по персоналу Motorola. - К тому же для руководителей отдела кадров упрощается администрирование, становится доступной учебная статистика". Исполнительный директор компании "RHR International/Экопси" Марк Розин отмечает, что дистанционное обучение оптимально в качестве дополнения к традиционным тренингам. "Через Интернет во много раз убыстряются технологии обучения", - объясняет Розин. Проблема образования регионального персонала стоит перед многими российскими компаниями. Регионы только сейчас стали проявлять большую активность в обучении и приглашать тренеров из Москвы и Санкт-Петербурга, отмечает генеральный директор компании "Империя кадров" Юлия Сахарова. Пока же наиболее квалифицированные сотрудники работают в Москве, добавляет Сахарова. |