СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

www.businesslearning.ru
13-05-2002  ВИКТОР САДОВНИЧИЙ: "Я - ЗА БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

   Прямая линия с ректором МГУ Виктором Садовничим получилась не совсем обычной. Основная часть вопросов (несмотря на приближающиеся вступительные экзамены) касалась не условий поступления в университет, конкурса и прочих конкретных вещей, а более общих: угрозы единого экзамена, ГИФО, самостоятельности университетов. От чего и зависит, каким будет образование в России.
   - Какие наиболее востребованные специальности сейчас в МГУ?
   - Если говорить о естественных факультетах, то в прошлом году самый высокий конкурс был на мехмат - 10 человек на место. То же самое примерно на факультеты вычислительной математики и кибернетики и фундаментальной медицины. Из гуманитарных - на психологический факультет. Правда, у нас есть два очень маленьких факультета - государственного управления и иностранных языков, куда прием всего 30 человек. Там конкурсы еще выше.
   - Недавно в "Газете" было написано о размерах взяток в московских вузах. Там есть и МГУ.
   - Я более 20 лет имею отношение к приему в МГУ. И ни одного такого зафиксированного случая не знаю. О чем идет речь? Думаю, о том, что многие родители нанимают репетиторов. Кстати, репетиторы есть во всех странах, были в царской России, и, к сожалению, это явление живо сейчас. На них родители тратят круглую сумму денег и, общаясь друг с другом, говорят, что на поступление своего ребенка истратили, например, 2000-3000 "условных долларов". Это интерпретируется как повальные взятки в университет. Но хочу сказать публично: если у кого-то есть подозрение, что от него что-то требуют, я бы просил сообщить мне об этом. Я тоже озабочен этой проблемой.
   - Может ли МГУ зарабатывать деньги на продаже своей интеллектуальной собственности?
   - До сих пор нет закона, предусматривающего возможность продажи интеллектуальной собственности. Поэтому многие люди вывозят продукты интеллектуальной собственности в другие места: за границу или в сторонние организации, фирмы. И все это не приносит ни малейшего дохода университету. Поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы был принят наконец закон об интеллектуальной собственности. Я знаю, что многие профессора МГУ создали свои фирмы вне университета (каждый гражданин имеет на это право). Например, на базе лаборатории МГУ ученый изобрел какой-то новый материал и дальше начинает его производить. По всем мировым канонам, он должен был бы запросить у МГУ разрешение на его производство. И мы сказали бы: по закону ты должен 15 процентов отдавать МГУ. На деле так не получается.
   - Правда ли то, что внебюджетные средства университета теперь облагаются налогом, как доходы коммерческих предприятий?
   - По закону "Об образовании" раньше заработанные университетами средства (так называемые внебюджетные), если они шли на развитие, не облагались налогом. Под развитием имеется в виду покупка оборудования, книг, зарплата профессорам... Раньше эти средства оставались целиком в университете. Но вот вышел новый Налоговый кодекс, где есть 25-я статья, дающая перечень налогооблагаемых дел. И если читать ее буквально, то под обложение попадает всё: и зарплата профессоров, и покупка оборудования. А это - 24 процента. Тем самым университеты стали на 24 процента беднее. Мы пишем письма, просим пересмотреть. Став беднее, вуз повышает плату на те же 24 процента.
   - Виктор Антонович, известно, что вы не являетесь сторонником единого экзамена. Но ведь многие регионы уже в эксперименте.
   - Я считаю, что введение единого экзамена ограничит возможность поступления в вузы талантливых людей. ЕГЭ предполагает умение отвечать на вопросы с помощью компьютера. Но есть огромный процент людей - так называемых тугодумов, которые не умеют быстро отвечать. При этом они-то, как правило, и становятся глубокими учеными. Был такой знаменитый немецкий математик Гильберт, и в его школе были два профессора-стажера из МГУ. Одному из них он сказал: ты не можешь быть математиком (он был страшным тугодумом). А второму предрек блестящее будущее. "Безнадежным тугодумом" оказался Иван Георгиевич Петровский - ректор МГУ, выдающийся математик ХХ века. Второй, "способный", не защитил даже докторской диссертации. Один из аргументов сторонников ЕГЭ - ликвидация коррупции. Вы думаете, она уменьшится? Она увеличится. Уже сейчас создаются фирмы-"кураторы", которые обещают: мы берем с вас большую сумму денег и будем "вести" вашего ребенка с 9-го класса. "Сдадим" тест, зачислим в указанный вами вуз... Кстати, неизбежно появятся посредники, которые будут натаскивать на тесты. Боюсь, что и школа перестанет учить, а будет натаскивать.
   Кроме того, введение ЕГЭ лишит возможности абитуриентов из стран СНГ получить бесплатное высшее образование в МГУ (сегодня у них такая возможность есть).
   - Что вы думаете о введении Государственных именных финансовых обязательств?
   - ГИФО (или ваучер) - это уж совсем нелепость. Это значит, что после сдачи теста тебе присваиваются баллы - 100, 80. И в зависимости от набранных баллов выпускнику дается бумажка - ваучер на образование. Называют разные цифры: кто говорит 10 тысяч рублей за высший балл, кто - 60 тысяч. Это всё мечты: надо чтобы органы, отвечающие за деньги в стране, сначала их утвердили. Даже если эту сумму утвердят, она заведомо будет меньше, чем сейчас. Кроме того, ГИФО увеличат долю платного образования. Тот, кто не доберет нужные баллы, будет доплачивать. Некоторым придется платить полностью. И наконец: мы любим ссылаться на мировой опыт. Так вот, нигде в мире ваучеров в образовании нет. Во всем мире вузы финансируются по программам. Что это значит? Говорят, например, что Московский университет будет готовить 40 тысяч студентов. Затем считается, сколько должно быть профессоров (в зависимости от студентов). У нас на 8 студентов один преподаватель. Я говорю приблизительно. Существуют и коэффициенты на коммунальное содержание. Это бюджет вуза. Что предполагает ваучер? Финансируется не организация, а выпускник. Но это - изменение денежных потоков. На этих потоках денег пристроятся и хорошие, и нехорошие организации. Поэтому я считаю это недопустимым.
   - Значит, ничего менять не нужно?
   - Надо выдавать кредиты - какие-то суммы денег под возврат. И возврат может быть либо деньгами, либо работой в том или ином месте (как раньше - по распределению). Чем закончится история с ГИФО? Естественно, каждый университет расширит платную форму. Следующий шаг - это приватизация. Он уже маячит, потому что готовится проект закона, по которому университеты будут называться не государственным учреждением, а государственной организацией. А организацию можно обанкротить, и тогда ее перекупят. К сожалению, всё это идет вразрез с мировыми тенденциями. Мне попался на глаза доклад американской национальной комиссии, возглавляемой Джоном Гленном - астронавтом и сенатором. После его доклада была создана национальная комиссия США по образованию. И она сделала свой 100-страничный доклад. Он о том, что Америка должна провести реформу образования. Причем за счет усиления фундаментального, естественнонаучного, математического образования (наша же реформа направлена на подрыв фундаментального образования). Что делаем мы? Всё наоборот. Я доклад перевел, взял выступление Владимира Владимировича Путина на Госсовете (оно в очень определенных тонах - за доступность, за качество образования, за его бесплатность) и попросил ведущих ученых написать статьи на эту тему. Написали нобелевский лауреат Алферов, нобелевский лауреат Солженицын, написал математик Сергей Михайлович Никольский и математик Владимир Игоревич Арнольд. Я назвал книгу "Образование, которое мы можем потерять" (Доклад национальной комиссии США называется "Пока еще не слишком поздно"). На днях она вышла в свет.
   - Виктор Антонович, мой следующий вопрос такой: каково на сегодняшний день соотношение платного и бесплатного обучения в МГУ?
   - Мы не уменьшили ни на одного человека прием в МГУ на бюджетную форму. В прошлом году приняли 3800 человек на первый курс, это даже больше, чем при советской власти. На договорную форму мы приняли 850 студентов. Я - горячий сторонник бесплатного образования. Кстати, во всем мире, у ведущих государств (во Франции, Германии, Англии, Финляндии, Польше) - бесплатное образование. А у нас иногда проскальзывает, что мы хотим побольше платного сделать. Это опасно.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
2002 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"