13-05-2002 Глобализация академического сообщества дошла до Новосибирска
Представители Зальцбургского семинара - одной из ведущих международных организаций, объединяющих профессионалов в области образования, - побывали в Новосибирском государственном техническом университете. Целью приезда специалистов западной высшей школы в Новосибирск, как рассказала координатор российских программ Зальцбургского семинара Елена Каменская, было обсуждение проблем российского образования в период реформ, а также обмен опытом в области образовательных технологий. «В настоящее время идет глобализация мирового академического сообщества, - говорит Елена Каменская. - Мы хотим сделать студентов и преподавателей более мобильными, наладить тесные контакты по обмену научным опытом, инновациями в области педагогических технологий, открыть возможности изучения иностранных языков в странах-носителях, а также сформировать единые требования к образовательным стандартам, чтобы диплом, полученный в одной стране, котировался в других странах». Главное отличие российской высшей школы от западной, по словам профессора из Голландии Гарри Бринкмана, состоит в том, что российские студенты получают гораздо больший объем информации, нежели их коллеги из Европы и Америки. В то же время при наличии очень глубоких фундаментальных знаний российским специалистам порой не хватает практического опыта. Еще иностранцам показалось удивительным, что в России все вузы имеют примерно одинаковый уровень качества образования, в то время как в Америке есть очень хорошие и очень плохие университеты. Эту особенность подметил профессор высшего образования университета Мичигана (США) Марвин Петерсон. В общем и целом, считают иностранцы, наша система высшего образования отнюдь не плоха. Марвин Петерсон утверждал: российские специалисты занимают самые высокие места в мировых рейтингах. Наибольшим спросом в мире пользуются российские исследователи и разработчики в области биохимии, биофизики, биокибернетики, химии, физики, математики. «Наша молодежь почему-то проявляет мало интереса к предметам естественно-научного и технического цикла», - посетовал Гарри Бринкман. Не хватает нашей системе высшего образования прикладного компонента. «На Западе вся наука сосредоточена в университетах. Отдельных научно-исследовательских институтов там мало, - сказал ректор НГТУ Анатолий Востриков, - таким образом студенты находятся рядом с учеными, наблюдают за процессом исследований, участвуют в них сами. Соответственно, раньше достигают научных высот, большего могут добиться. Вот эту систему неплохо бы было перенять и нам». |