25-01-2007 ТУСУР будет развивать систему подготовки инженеров с предпринимательским уклоном
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники по результатам федерального конкурса получил 580 млн рублей для реализации программы подготовки специалистов, обеспечивающей массовую генерацию предпринимателей наукоемкого бизнеса. Причем из 17 вузов-победителей это был единственный подобный проект. По словам проректора вуза Юрия Шурыгина, новизна томского подхода состоит в том, что в вуз предложил развитие созданной в университете системы группового проектного обучения. Она и стала одним из основных элементов инновационной образовательной программы университета, реализуемой в рамках национального проекта "Образование". Юрий Шурыгин отметил, что технология проектного обучения разработана в ТУСУРе и реализовывалась в качестве эксперимента на радиотехническом факультете в 2004-2006 года. Его результат показал эффективность жизнеспособность этой идеи, более того, возможность распространения на весь вуз. В таком процессе обучения параллельно с теоретической подготовкой идет практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. Группа студентов проводит полный цикл разработки инновационного продукта, ориентированного его дальнейшее коммерческое использование. При этом формируемая в процессе работы над проектом команда специалистов после окончания университета представляет собой проблемно ориентированный "кадровый десант" на профильные фирмы или готовую бизнес-команду для организации собственного наукоемкого предприятия. Сначала на кафедрах проводится конкурс (поиск) инновационных идей и предложений, которые могут быть реализованы в форме создания новых наукоемких изделий и технологий, востребованных на рынке или в промышленности. В нем участвуют преподаватели, активные студенты, а также предприятия и фирмы, заинтересованные в разработке и выпуске новой продукции для товарного рынка. Далее производится отбор предложений и формирование проектных групп из 3-7 человек. В них, кстати, могут входить студенты разных курсов, специальностей, факультетов и даже других вузов Томска. Из числа опытных преподавателей или инженеров по согласованию со студентами назначается руководитель группы, а ответственным исполнителем проекта - студент. С одной стороны, реализация идеи последовательно или параллельно проходит все основные стадии опытно-конструкторской разработки: от технического задания до опытного образца или опытной партии. С другой стороны, проектное обучение включается в образовательную программу в виде индивидуального учебного плана для участников данной проектной группы. Здесь есть изучение в процессе проектирования некоторых дисциплин, программы которых соответствуют содержанию проекта (включенное обучение), а также замена ряда учебных форм (курсовые работы и проекты, практика, лабораторные работы) соответствующей работой над проектом. Нормативное время загрузки каждого студента в период проектирования составляет 6 часов в неделю, из них 2 часа обязательных аудиторных (лабораторных) и 4 часа самостоятельных (факультативных). Участники проектных групп обеспечиваются рабочими местами в специально организованных лабораториях на кафедрах, и он отвечает также за материально-техническое обеспечение проектов. За время проектирования группа выполняет не только техническую часть, но и изучение рынка, разработку бизнес-плана; организует работу коллектива исполнителей, принимает решения в условиях различных мнений, находит оптимальные решений по вопросам качества продукции, стоимости, экологической безопасности и охраны труда. На свою разработку группа сохраняет авторство. При этом проект может быть использован университетом или предприятием, где проводилось проектирование, для учебных и научных целей. Использование проекта в коммерческих целях возможно только с учетом интересов членов проектной группы. На завершающем этапе университет оказывает проектной группе содействие и помощь в трудоустройстве либо в организации собственного предприятия. Юрий Шурыгин отметил, что благодаря этой технологии университет готовит не только хороших инженеров, но и предпринимателей: студентов учатся, как жить в рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию. А федеральные деньги позволят вузу очень существенно увеличить техническую оснащенность учебного процесса. Так, в настоящее время стоимость основных фондов вуза (кроме зданий и сооружений) - примерно 250 млн рублей. Благодаря национальному проекту за два года они увеличатся в более чем в три раза. |