01-02-2007 Самара: бизнес-трениги предлагают пока только небольшие компании
Спрос на бизнес-тренинги в Самаре растет. Удовлетворяют этот спрос небольшие компании – кадровые агентства, учебные центры и т.п. Сравнительно недавно на этот рынок стали выходить государственные вузы. Тем не менее в этом секторе пока нет ни одной крупной компании, которая занималась бы продвижением и обучением персонала от начала до конца. Эксперты предполагают, что в обозримом будущем ситуация изменится, но пока предпосылок для выхода крупных игроков в регионе недостаточно. Формат бизнес-тренингов показал себя очень действенным и потому востребованным способом получения профессиональных знаний и навыков. Благодаря важному свойству – интенсивности обучения – тренинги предлагают возможность в короткий срок заложить и отработать отдельные профессиональные умения. Спрос на тренинги увеличивается, и вместе с ним стремительно растет предложение. Согласно данным Самарского института делового образования, на протяжении десяти лет уверенно повышается спрос на краткосрочные обучающие программы. За это время произошел подъем продаж тренингов в 11 раз. По мнению экспертов, повышение спроса на услуги бизнес-тренеров происходит прежде всего благодаря тому, что руководители осознают: для успешного развития бизнеса необходимо повышать квалификацию своих сотрудников. "Если раньше руководители предприятий считали, что обучать необходимо лишь топ-менеджеров, то есть "управленцев" и специалистов по прямым продажам, то сейчас клиентура тренингов – это персонал как высшего, так и среднего звена", – говорит тренер компании "ИнфоКом" Гульнара Садыкова. Многие работники сами испытывают потребность в дополнительном обучении. Потребители тренинговых услуг – это люди, у которых не хватает времени для получения дополнительного образования, а, например, новая должность требует практических навыков, которые вуз не всегда может обеспечить. Такие люди приходят за умениями и навыками, а не за теорией. Среди желающих пройти тренинги HR-менеджеры, логисты, рекламщики, маркетологи, кадровики и секретари. Основные потребители услуг бизнес-тренингов – персонал компаний, которые хотят вкладывать деньги в свое развитие и движение к поставленной цели, добавляет руководитель направления корпоративного образования Первой ассоциации производителей рекламы "Геликон" Никита Непряхин. Одни из основных участников тренингов – менеджеры по продажам. Они могут проходить разные тренинги – в зависимости от возложенных на них задач и выполняемых обязанностей. Так, мотивационные тренинги, программы по сплочению коллектива или "построению команды" (тимбилдинг) рекомендованы сотрудникам всех звеньев компаний, а тренинги по развитию лидерских качеств – менеджерам среднего и высшего звена, управленцам, поясняет Никита Неприхян. "Тренинги, повышающие общую эрудицию или помогающие работать, например, тайм-менеджмент (управление временем), думаю, будут полезны абсолютно всем, – добавляет Непряхин. – Особенно востребованы тренинги по формированию команды, по ведению переговоров, управлению персоналом и, конечно же, тренинги по продажам". Нынешний высокий спрос на бизнес-тренинги удовлетворяют прежде всего частные образовательные компании. В их числе МИР, СИДО, некоторые филиалы столичных частных вузов. В область бизнес-тренингов подтянулись и кадровые агентства, учебные центры, в том числе "Геликон", "Профит-М", Meredith-Brooks. В настоящее время на этот рынок выходят и государственные вузы. Первым в Самаре свою систему бизнес-тренингов предложил государственный экономический университет. Руководство СГЭУ (тогда еще экономической академии) создало дирекцию по программам бизнес-образования. В результате ее работы у университета появилось 10 структурных подразделений по реализации программ в области дополнительного и бизнес-образования, в том числе, например, Приволжский центр переподготовки военнослужащих, Центр корпоративного развития, Центр языковой подготовки, Учебно-методический центр по аудиту, Авторизованный центр образования и сертификации "1С" и др. К выходу на рынок бизнес-тренингов готовятся и другие государственные вузы. Если они предложат большой спектр образовательных мини-программ, то их профессиональный преподавательский состав и методические разработки, по всей видимости, обеспечат более высокое качество и статус образования. Возможно, они составят серьезную конкуренцию многочисленным кадровым агентствам, что в итоге приведет к переделу рынка. Пока же в этом секторе нет ни одной крупной компании, которая занималась бы продвижением и обучением персонала от начала до конца. Как говорит Никита Непряхин, "на сегодняшний день ситуация в Москве и регионах в плане состава игроков рынка бизнес-тренингов существенно разнится. Если в столице основные лидеры рынка – это крупные консалтинговые, коучинговые или специализированные тренинговые компании, то в регионах – кадровые агентства, рекламные агентства полного цикла, в лучшем случае – представительства московских компаний". По мнению эксперта, эту ситуацию нельзя оценивать однозначно. Например, в Самаре для специализированной компании просто не хватит клиентов. А во многих случаях легче и престижнее пригласить московского или западного тренера для конкретного заказчика. "Это обычная практика, – поясняет он. – И так, скорее всего, будет до тех пор, пока руководство крупных фирм не поймет, что вложение капитала в свой персонал – это лучшее интеллектуальное инвестирование, которое, безусловно, со временем окупается". |