22-05-2002 Студенты бегут из России. 70% российских студентов, обучающихся за рубежом, не хотят возвращаться в Россию
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН провел исследование эмиграционного потенциала и "потенциала возвращения" российских студентов, обучающихся за рубежом. "Максимальный уровень потенциала возвращения на родину после окончания учебы за рубежом очень низок - примерно 25 процентов (минимальный - 18 процентов), - отмечает эксперт Людмила Леденева. - Максимальный же уровень эмиграционного потенциала очень высок - почти 70 процентов". То, что кадровое обеспечение российской науки не только далеко от благополучия, но, если называть вещи своими именами, близко к катастрофическому, стало известно не сегодня и даже не вчера. Например, накануне мартовского этого года заседания Совета безопасности РФ, посвященного вопросам функционирования научно-технического комплекса страны, председатель профсоюза работников РАН Валерий Соболев в письме на имя заместителя секретаря СБ РФ Шерстюка без обиняков завил: "У нас имеются серьезные основания заявить о том, что без оперативного разрешения кадрового кризиса в научно-техническом комплексе страны любые программы научно-технического или инновационного развития России окажутся откровенным блефом, потому что их будет практически некому выполнять… при дальнейшем отсутствии эффективных антикризисных мер к 2010 году Россия утратит научно-технический комплекс в качестве важной сферы профессиональной деятельности". В процитированном выше исследовании Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН внимание было сконцентрировано на ближайшем резерве научного сообщества России. Насколько это оправданно - для этого достаточно будет привести результаты другого статистического анализа. По данным председателя Российского фонда фундаментальных исследований, академика Михаила Алфимова, возрастная структура ученых, профинансированных РФФИ, имеет три пика: 25, 50 и 60 лет. Аналитики фонда считают, что эти пики являются не чем иным, как границами провалов, обусловленных социальными катаклизмами. (Кстати, средний возраст россиян, обучающихся за рубежом, как раз 25 лет.) Другими словами, складывается впечатление, что студенты, оканчивающие вузы (пик, соответствующий 25 годам), затем где-то "растворяются". Вопрос "где?" звучит риторически, хотя достоверная российская статистика по этому вопросу отсутствует. Но вот по данным ЮНЕСКО и американской статистики, в середине 90-х годов совокупная численность студентов-россиян, проходящих курс полного или включенного (1-2 семестра) обучения в зарубежных вузах, составляла на начало учебного года примерно 13 тысяч человек. Выходцев из России удалось обнаружить в университетах 33 стран, но большинство из них - свыше 10 тыс., или около 80% - обучались всего в 4 странах: США, Германии, Франции, Великобритании. Среди этой четверки выделяются США, которые в середине 90-х годов аккумулировали по меньшей мере до 40% российских студентов-мигрантов. "Ведущий маршрут международной учебной миграции российской молодежи Москва - университеты США (трое из четырех респондентов-москвичей учатся в США), - подчеркивает Людмила Леденева. - Почти половина респондентов, обучающихся в американских университетах, - выходцы из Москвы. Выходцы из Санкт-Петербурга и из областных (республиканских) центров отдают предпочтение европейским университетам, таковыми являются трое из четырех респондентов, обучающихся в Европе". Еще один важный штрих, выявленный в результате исследования эмиграционного потенциала и "потенциала возвращения" российских студентов. По уровню образования, полученному в России, - это представители молодежной элиты: каждый второй учебный мигрант имеет за спиной законченное высшее российское образование, каждый десятый окончил аспирантуру без защиты диссертации, а кто-то даже защитил кандидатскую диссертацию. Лишь один из четырех человек перед выездом из России не имел высшего образования, то есть являлся собственно студентом. Около 70% учебных мигрантов, исходя из российского понимания, уже можно с полным правом назвать молодыми учеными или специалистами. Вполне оправданным в этом смысле выглядит утверждение, содержащееся в справке, подготовленной профсоюзом работников РАН к упоминавшемуся уже мартовскому заседанию Совета безопасности РФ: "Охота за мозгами" становится все более существенным фактором оттока за границу наиболее способных выпускников вузов и аспирантов. Это явление приобрело значимый характер благодаря растущей активности наших бывших соотечественников, преуспевших в настоящее время на научном поприще за границей. Поэтому фигурирующее в настоящее время ожидание стабильного притока молодежи в возрастную группу до 29 лет - излишне оптимистично". Но неужели правы академические профсоюзы, и повода для оптимизма действительно нет? Тут каждый выбирает для себя. Похоже, со стороны российских студентов, уже обучающихся за рубежом, и молодых специалистов, там работающих, сформировалось устойчивое отрицательное отношение к России как к месту постоянного проживания и более положительное отношение к России как к месту приложения профессиональных знаний. "Существует значительный потенциал "интеллектуального возвращения" в Россию - в виде идей, профессиональных знаний тех высококвалифицированных мигрантов (их большинство - около 60%), которые, не желая возвращаться навсегда, тем не менее не исключают для себя в будущем профессиональное сотрудничество с родиной в какой-либо форме, - отмечают эксперты Центра демографии и экологии человека. - А в свете современной теории глобализации интеллектуальных ресурсов возврат идей имеет не меньшее значение для развития интеллектуального и научно-технического потенциала страны-донора России, чем физический возврат людей". После такого авторитетного мнения не остается ничего другого, как воскликнуть, немного перефразируя известный лозунг советских времен: "Студенты! Любите Родину - вашу мать!" Хотя бы на расстоянии… |