05-06-2007 Новые российские бизнес-школы должны стать одними из лучших в мире
На состоявшейся недавно пресс-конференции на тему: "Российское образование: проблемы и перспективы" министр образования и науки РФ Андрея Фурсенко рассказал о роли государства в развитии бизнес-образования в России. Приводим выдержки из стенограммы. О перспективах создания бизнес-школ. Сегодня интерес бизнеса к бизнес-образованию возрастает. Что же касается количества бизнес-школ, мы сегодня должны все-таки делать упор не на количество, а на качество. Я не думаю, что нам требуются сотни бизнес-школ, нам требуются десятки, но очень хороших, и расположенных не только в Москве и в Питере, а по всей России. Нельзя готовить человека для бизнеса на Дальнем Востоке… то есть можно, но не уверен, что это эффективно, готовить в Подмосковье. Поэтому задача, которую мы ставим перед собой, это создание хороших бизнес-школ по всей стране. Думаю, что несколько десятков таких бизнес-школ либо ассоциированных с инновационными университетами, с федеральными университетами, в каких-то случаях, может быть, независимых, было бы достаточно, если бы их качество было бы достаточно высоким. О подготовке госслужащих. Бизнес-школа в Сколково, она все-таки ориентирована, она имеет такую бизнес-ориентацию и, скорее всего, там будут готовить менеджеров для бизнеса. Хотя не могу исключить, что кто-то, окончив эту школу, пойдет на государственную службу. Но это люди, которые там будут учиться, они будут платить за себя сами, либо за них будут платить фирмы. Если говорить о бизнес-школе питерской, то я думаю, что частично… Как вы помните, бизнес-школа в Москве, она создается без копейки государственных денег. Ни одной копейки государственных денег в нее не вкладывается. Если говорить о питерской бизнес-школе, то там государство принимает довольно существенное участие в ее создании и, я думаю, что в том числе там будут готовить людей и для государственной службы за счет государственных вложений. Но при этом надо помнить, что в России существует достаточно большое количество факультетов, которые… бизнес-школ, которые, может быть, сегодня не так на слуху, но которые готовят и менеджеров для бизнеса, и специалистов для государственной службы. Есть Академия государственной службы. Есть Академия народного хозяйства, в которой готовят тоже специалистов, которые могут быть востребованы и в государственном секторе. О планах. Задачи, которые поставили перед собой эти две бизнес-школы, которые сейчас создаются, это войти через… в хорошем варианте через 5 лет, а там… через 10, в двадцатку лучших бизнес-школ мира. Я считаю, что шансы попасть есть, хотя это очень сложная задача, и бороться за это придется очень серьезно. Думаю, что если они захотят реализовать эти шансы, то одно из очень существенных условий, это сделать программы оригинальными. Сделать кальку с ведущих бизнес-школ мира, наверное, проще, но вряд ли это поможет им стать лидерами. Потому что, собственно, копирование никогда к лидерству не приводит. Об особенностях. У нашей страны есть определенные бизнес-преимущества. Вы знаете, что сегодня Россия вызывает очень большой интерес с точки зрения бизнеса в мире. И, конечно, есть особенности ведения этого бизнеса и с точки зрения отраслевой направленности, там та же самая энергетика, я знаю, что есть другие направления. Надеюсь. что сегодня мы сумеем сделать так, чтобы бизнес в области высоких технологий, с российским таким оттенком, тоже представлял бы интерес для всего мира. Когда готовят бизнесменов, то их готовят не только и не столько чтением лекций. Это должны быть кейсы, на основании которых готовят не столько даже менеджеров, сколько предпринимателей. Вот эти кейсы, они должны базироваться на российской основе, на российской практике. И преимущества мы будем иметь, если в эти бизнес-школы, будь то две названные, будь то другие, преподавать пойдут ведущие бизнесмены России, то, что происходит во всем мире. |