01-07-2002 Российскому студенту институт не нужен
На прошлой неделе в Министерстве образования собрались чиновники и ректоры практически всех ведущих вузов страны для того, чтобы подвести итоги эксперимента по дистанционному образованию, который идет уже пять лет. В результате трехчасового заседания постановили, что дистанционное образование необходимо, но как вводить его повсеместно, так и не поняли. Заседание коллегии по подведению итогов эксперимента по дистанционному образованию открыл министр Владимир Филиппов и сразу предупредил собравшихся, что дискутировать по поводу необходимости дистанционного образования уже не нужно и не стоит по этому поводу устраивать традиционный "плач Ярославны" и просить денег. Вопрос о том, что привычному образованию нужна альтернатива, что студенту надо дать возможность учиться на расстоянии, уже решен. Осталось понять, как это сделать. Несмотря на то что проект приказа о введении дистанционного образования и даже методика обучения уже практически готовы, основные механизмы так и остались не выяснены. Например, к какой форме отнести дистанционное образование: к очной, вечерней или заочной. Кстати, в Казахстане, на который последнее время активно ориентируется российское Министерство образования (там давно ввели и двенадцатилетку, и единый госэкзамен, и дистанционное образование), "дистанционку" сделали отдельной формой обучения и разработали под это нормативную базу. Члены коллегии решили не следовать опыту казахских коллег, впрочем, к единому мнению в отношению формы обучения так и не пришли. Ряд ректоров предлагали сделать все три формы, то есть если студент учится на очном отделении, то он должен будет, как и все студенты, появляться на лекциях в аудиториях каждый день, на вечернем - приходить по вечерам, а на заочном - на сессию. Этому предложению резонно возразили представители региональных вузов: где же здесь дистанционное образование, если студент каждый день будет торчать в вузе? Также непонятно, что делать с отсрочкой от армии. Давать ее студенту из деревни, обучающемуся по интернету, или нет. Впрочем, этот вопрос с подачи министра, скорее всего, решат не в пользу студента, общающегося с преподавателем по почте. Члены коллегии горячо и долго обсуждали проблему лицензирования дистанционных центров. Напомним, что лицензирование у нас происходит по соотношению числа квадратных метров, числа студентов и членов преподавательского состава. Зачем считать метры учебного заведения, если студент будет сидеть у себя дома за компьютером или перед телевизором, так и осталось неясным. Не решили члены коллегии и что писать в диплом такому выпускнику, и как убедить работодателя, что подобное обучение не хуже традиционного. По некоторым данным, приведенным на коллегии, европейское сообщество, несмотря на тридцатилетней опыт такого обучения, считает, что дистанционное образование все-таки хуже очного. После трехчасового заседания члены коллегии и ректоры так и не пришли к общему мнению, как вводить дистанционное образование, поэтому в решении коллегии записали, что итоги эксперимента, проведенного в период 1997-2002 годов, признать положительными, методику в целом одобрить, а к вопросу вернуться после доработок. |