05-07-2002 Дорога к знаниям длиною в жизнь
Прошли времена, когда университетского образования хватало на всю жизнь. Сегодня поток информации в различных областях знаний столь велик, что процесс обучения становится перманентным, недаром высшая школа все больше внимания уделяет дополнительному образованию. В Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, например, с этой целью создан особый факультет, а в структуре ректората недавно появилось новое подразделение - управление дополнительного образования. Возглавляет его проректор МГУ, профессор Александр МИХАЛЕВ, которого наша газета попросила ответить на вопросы: - Александр Васильевич, есть привычный термин - "повышение квалификации", что нового включает в себя понятие "дополнительное образование"? - Оно намного шире, повышение квалификации - лишь часть этого процесса. Потребность в дополнительном образовании все настоятельнее ощущается в наши дни. Еще каких-то 15 лет назад считалось, что обновление знаний происходит каждые пять лет, нынче этот срок сжат до предела, сегодня человеку приходится учиться постоянно. А иначе нельзя, потому что мы живем в информационном обществе, в котором информация, знания выдвигаются на ключевые позиции, и если хочешь шагать в ногу со временем, надо ему соответствовать. Без дополнительного образования тут не обойтись. Оно подразумевает не только пополнение однажды полученных знаний, как это происходит при повышении квалификации. Иногда необходимо сделать еще и решительный шаг в сторону от своей профессии, получить новую квалификацию. Дополнительное образование помогает также сформировать хорошую базу для профессиональной учебы, т.е. способствует более углубленным занятиям в школьные годы. Как видите, у этой проблемы много граней, вот почему Московский университет выделяет в качестве своей стратегической задачи наряду с основным дополнительное образование. - В чем это выражается? - Если говорить о структуре, созданы факультет и целое управление дополнительного образования, но в решении проблемы участвуют все университетские факультеты без исключения. Существует несколько уровней дополнительного образования. Это, в частности, повышение квалификации в его классическом виде, профессиональная переподготовка и стажировка. - То есть речь идет об обучении людей, уже имеющих высшее образование? - Да, для них в МГУ разработаны многочисленные программы и курсы, отвечающие конкретной цели. Ежегодно, например, на базе Московского университета проходят съезды учителей-предметников - это и учеба, и повышение квалификации, и обмен опытом. Специальные программы стажировки разрабатываются по договоренности с отдельными регионами. Не только нашей страны, ведь у МГУ богатые международные связи, подразумевающие в том числе осуществление программ дополнительного образования. Авторитет Московского университета как одного из ведущих научных и учебных центров уважаем во всем мире, так что в стенах МГУ можно встретить стажеров из самых разных государств. Особо тесные отношения складываются со странами СНГ, неизменно тяготеющими к научным школам Московского университета. Только что мы принимали, например, очередную большую группу исследователей и преподавателей высшей школы из Узбекистана во главе с заместителем министра образования, профессором Саидовым, который, кстати, недавно защитил докторскую диссертацию на экономическом факультете МГУ. Судя по отзывам, специальные программы Московского университета, нацеленные на дополнительное образование, дают нашим коллегам богатую основу для дальнейшего продвижения в работе. - А что вы можете предложить тому, кто в силу тех или иных обстоятельств вынужден выйти за рамки полученной профессии? - Тут уже вступают в силу программы переподготовки. Они различны как по содержанию, так и по срокам, каждый выберет то, что ему ближе. Людям с высшим образованием необязательно вновь садиться за парту на 5 - 6 лет, разработанные у нас формы обучения дают возможность получить новую квалификацию за 1,5 - 2,5 года, это и есть тот самый "шаг в сторону", который помогает ощутить себя по-настоящему востребованным на рынке труда. Скажем, сокращение армии предполагает высвобождение большого числа офицеров, а это, как правило, люди активного возраста, которым надо найти свое место в гражданской жизни. Совместно с Министерством обороны им могут быть предложены программы дополнительного образования, включающие до 15 различных стандартов: вчерашний офицер может стать переводчиком в области своей профессиональной деятельности, разработчиком компьютерных систем, менеджером... Проблема, конечно же, актуальна не только для бывших военных, есть немало людей, поставленных законами переходной экономики перед необходимостью искать новые точки приложения сил. В помощь им как раз и предусмотрены программы дополнительного образования Московского университета. - Рассчитаны ли они на продолжающих учиться в вузе? - Да. Обучаясь в МГУ, можно одновременно получить диплом о дополнительном (к высшему) образовании, если, конечно, позволяет академическая успеваемость. Например, у старшекурсников мехмата есть возможность освоить параллельно специальную программу, которая обеспечит дополнительную квалификацию профессионального программиста. А кто-то, например, выберет для себя компьютерные технологии в области редакционно-издательской деятельности и т.д. Компьютерные технологии широко задействованы и в самой системе дополнительного образования. Здесь активно используются такие способы передачи и контроля знаний, как электронная почта, обучающие программы, телеконференции, что позволяет обеспечить принципиально новую организацию учебного процесса, продвижение образовательных услуг на основе дистанционного образования. Мы его рассматриваем как дополнение к традиционным способам обучения, предполагающим непосредственный контакт ученика и учителя во время лекций, семинаров, зачетов, экзаменов. Но дополнение это чрезвычайно важное, позволяющее на новом уровне развивать современные педагогические методы и приемы, такие, как виртуальный семинар, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, "мозговые атаки", форумы, проектные группы и т.д. Компьютерные технологии позволяют вывести на новый уровень и довузовскую подготовку. Это еще одна ступень дополнительного образования, которая всегда была в числе главных приоритетов Московского университета. - Вы имеете в виду работу с абитуриентами? - Не только. Каждую субботу, например, в МГУ на занятия "малого мехмата" приезжают школьники любого возраста. Есть такие традиции также у биологов, химиков, физиков... Все эти ребята вовсе не обязательно будут поступать в Московский университет, но знания, полученные с его помощью, не пропадут даром. Сегодня мы работаем со школами практически во всех регионах страны. Это методическая, профессиональная, организационная помощь учителю. И это, несомненно, поддержка талантливой молодежи. Так, не одно десятилетие на базе Московского университета действует школа-интернат для одаренных подростков (СУНЦ), основанная еще академиком А. Н. Колмогоровым. Университет содержит ее на собственные средства, помогая юным талантам получить хорошее образование. Конечно же, не всем дано с юных лет ощутить свое призвание. И тут большую помощь оказывают школьникам олимпиады, в организации которых принимает участие Московский университет. Это конкурсы, конференции, олимпиады, турниры по математике, химии, физике, биологии, информатике, многим другим дисциплинам, причем число этих мероприятий столь велико, что мы вынуждены были издать специальную книжку с подробным расписанием, адресами и датами... - Это московские события? - Они проходят по всей стране и особенно активно там, где в работу включаются региональные органы образования. Так поступает, в частности, Московский комитет образования, с которым в минувшем учебном году университет заключил договор о сотрудничестве. Это очень хороший пример, демонстрирующий, сколь многого можно добиться, объединяя усилия высшей и средней школы: в соответствии с договором МГУ берет на себя подготовку учебников и учебных пособий (в том числе на основе компьютерных технологий), повышение квалификации и переподготовку учителей, организацию научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях столицы, помощь школьникам, готовящимся к поступлению в вуз, и многое другое. - Александр Васильевич, в ряду олимпиад, проводимых Московским университетом, есть и абитуриентские, часть уже прошла, но немалая их часть еще предстоит. Мы можем сообщить о них нашим читателям? - Разумеется. В мае олимпиады "Абитуриент-2002" проведут несколько факультетов: механико-математический (19, 25), физический (18, 23), химический (20, 22), биологический (11, 17, 21), почвоведения (15, 19), геологический (12, 19), географический (12, 19), биоинженерии и биоинформатики (6, 8). Последний из названных факультетов - новый, он впервые открывает двери перед абитуриентами. Удачи всем! Для справок: 939-5600 (Управление дополнительного образования МГУ имени М. В. Ломоносова). |