10-07-2002 Покупка модема может заменить поступление в вуз
Уже сейчас в мире насчитывается около 200 университетов, которые занимаются обучением в режиме онлайн. Только в США десятки тысяч семей полностью обучают своих детей на дому с помощью интернета. А в России, по данным специалистов, к дистанционному высшему образованию уже готовы 1,5 млн. человек в год. Первые дистанционные программы были созданы для того, чтобы сделать "элитарное" профессиональное образование массовым и общедоступным. Западным корпорациям требовались обученные и высококвалифицированные работники, но времени на их обучение у корпораций не было. Тут-то на помощь и пришло дистанционное образование, чьи главные достоинства - быстрота, мобильность, реактивность. Дистанционное обучение бывает синхронное и асинхронное. При синхронной модели студенты и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории. При асинхронном подходе студент сам определяет, где именно брать информацию и выполнять ли задания по общему или своему личному плану. При этом существуют разные виды образовательных программ. Можно получить полноценное образование или дополнительное, заниматься на онлайновых курсах, подготовиться к поступлению в вуз, пройти тестирование или сдать экзамены. По сравнению с традиционным, очным обучением дистанционное имеет целый ряд преимуществ: свободный выбор образовательного учреждения (с дистантными программами) в любой точке Земли; свободный график обучения, территориальная независимость, экономия на жилье и пропитании, индивидуальный темп обучения, свободный выбор программ и курсов из предлагаемого перечня, отсутствие личных ограничений и т.д. Возраст? Стеснительность? Способности? Здоровье? Все это в прошлом. Дистанционное обучение - это идеальный и, возможно, единственный выход для людей с ограниченными возможностями, включая даже слепых. К тому же дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с общением. Те, кто общался в чатах, знают это лучше других. Многие мечтают о зарубежном образовании, но все ли могут это себе позволить? Теперь учиться по западным программам и получить диплом иностранного вуза можно дома. Эти программы, конечно, тоже не бесплатные. Но стоят они во много раз меньше, чем такие же, но с выездом за границу. Один из аргументов противников дистанционного образования - в том, что никакой компьютер не заменит живого общения в аудитории, студенческой жизни со всеми ее прелестями. И в том, что это обезличенное обучение, отменяющее столь любимый нами "человеческий фактор". Возможно, что это вопрос времени. Интерактивные технологии вполне могут обеспечить "живое" общение с преподавателем - и, может быть, даже более свободное и "отвязанное", нежели в реальной жизни. Гораздо серьезнее претензии, касающиеся качества удаленного обучения. Эксперт Школы культурной политики Алексей Тупицын на страницах одного сетевого издания резонно заметил, что внедрение любой массовой технологии небезопасно для социума, и проиллюстрировал свое опасение любопытным примером, когда дети, приобретающие большую часть информации в интернете, лишены навыка правильной расстановки ударения в словах. В России дистанционное образование - скорее экзотика, чем данность. Хотя первые шаги уже сделаны. Три года назад при Госкомвузе РФ была создана Ассоциация международного образования. А в марте 2000 г. - Федерация интернет-образования (www.fio.ru), главная цель которой - содействовать развитию интернет-образования в России. Среди других сайтов такого рода можно назвать "Открытый колледж" (http://www.college.ru), который предлагает дополнительное образование для школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы). Активную деятельность в области дистанционного обучения развил центр "Эйдос". В 1998-2000 гг. он провел дистанционные олимпиады по физике, математике, русскому языку, естествознанию, английскому языку и другим предметам. Сейчас в "Эйдосе" разрабатываются и ведутся дистанционные образовательные проекты, в которых участвуют полторы тысячи школьников (http://www.eidos.ru). В целом все ресурсы по дистанционному образованию можно условно разделить на две категории: те, которые дают полноценное образование с выдачей диплома государственного образца, сертификата и т.п., и те, которые могут дать дополнительные знания и навыки. К первым относятся центры дистанционного образования при ряде российских вузов. Они есть при Московском экономико-статистическом институте (www.ido.ru), при Университете дружбы народов (www.pfu.edu.ru/ido), при Томском университете (http://ido.tsu.ru) и многих других вузах. Подробный список можно посмотреть на http://db.informika.ru/do/org_do. Ко второй группе можно отнести разные языковые курсы, электронные библиотеки, базы данных и т.д. Много различные образовательных программ находится на сервере "Анри" - http://www.anriintern.com/ind.shtml. Они бесплатные, нужно только зарегистрироваться. На http://www.study.ru/lessons/index.shtml даются бесплатные уроки английского для людей, уже имеющих базовые знания. Немало полезной информации об изучении английского языка есть на сайтах www.lingva.ru и www.lang.ru. Как правило, за высшее образование, особенно по престижным специальностям, в сети тоже берут деньги. Здесь лучше ориентироваться на известные учебные заведения, которые имеют хорошую и проверенную годами репутацию. Важно, чтобы организация имела государственную лицензию. Тема интернет-образования становится все более и более животрепещущей на российских просторах, а теперь ей уделено особое место в федеральной целевой программе "Электронная Россия". Об этом недавно поведал первый заместитель министра по связи и информатизации А.В. Коротков на интернет-конференции, организованной интернет-холдингом "Рамблер" и компанией "Гарант-Парк". По словам Короткова, упреки по адресу российских учебных заведений резонны, но драматизировать ситуацию не стоит: "Есть программы поставок компьютеров для сельских школ. Есть программы для высшей школы. Увеличиваем набор студентов на профильные кафедры". Хотя сейчас больше стоит рассчитывать на собственные силы - и, конечно, надо иметь желание. Первый замглавы Минсвязи рассказал, как впервые познакомился с компьютером в 1980 г., работая в ТАСС. С тех пор Андрей Коротков как рядовой пользователь самостоятельно освоил не одну программу и дважды проходил переподготовку в аппарате правительства. "Надо, чтобы было поменьше теории и побольше практики", - заметил он.