17-07-2007 Москва: МБ - льготы в обмен на временное трудоустройство учащейся молодежи
Сегодня, 17 июля, на заседании столичного студенческого правительства дублеров рассматривался вопрос «О дополнительных мерах по обеспечению временной занятости учащейся молодежи». Выступая с основным докладом, Сергей Дудников, и.о. начальника Управления государственной службы занятости населения города Москвы, сообщил, что в настоящее время более 60% молодежи столицы хотят трудиться в свободное от учебы время, при этом диапазон желаний весьма разнообразен. По его словам, экономика города требует притока новых кадров. На сегодня имеется 140 тыс. вакансий на 2 тыс. профессий, на одного безработного приходится 5 рабочих мест. Согласно приведенным С.Дудниковым данным, в столице ежедневно трудится более 70 тыс. молодых людей. Но вместе с тем наблюдается тенденция отсутствия роста числа временно работающей молодежи, причем в возрастной группе 14-18 лет этот показатель за последний год снизился на 17,8%. Как считает и.о. руководителя управления, в городе необходимо создать трехуровневую систему временной занятости молодежи, включающую 3 подсистемы – для школьников, учащихся начального среднего профобразования и студентов, каждая из которых содержала бы свою базу данных вакансий, нормативно-правовую базу, систему актуализации. Главными проблемными точками создания этой системы С.Дудников назвал отсутствие законодательной базы и отсутствие мотивации у работодателей приглашать на временную работу учащуюся молодежь. В последнем случае, считает он, главными причинами является неготовность работодателей платить на уровне городского минимума оплаты труда, отвлечение основных сотрудников на обучение молодого специалиста, а также непроработанность порядка оплаты труда на временной работе. В числе предложенных докладчиком мер – меры юридического, экономического и организационного характера. В области нормативно-правового регулирования он считает необходимым принять городской закон «О занятости населения г.Москвы», а также изменения в федеральный 94 закон о госзакупках и изменения в городской закон о молодежи. Среди мер экономического плана С. Дудников предложил со 2 полугодия при проведении конкурсов ввести отдельные лоты для молодежных студенческих отрядов на исполнение городского заказа, особенно для малых предприятий; повысить экономическую заинтересованность работодателей через компенсационную выплату организациям, принимающим на временное трудоустройство молодежь; ввести порядок оплаты труда временно занятой молодежи на основе софинансирования со стороны службы занятости, а также предоставлять в бизнес-инкубаторах до половины мест под молодежные проекты. Все эти меры, считает и.о. руководителя департамента, будут содействовать тому, что к 2010г. произойдет удвоение временной занятой учащейся молодежи по сравнению с сегодняшним показателем. Выступая на заседании, и.о. заместителя руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Анатолий Коротич сообщил, что департамент очень заинтересован в участии в процессе привлечения молодежи на временную работу, и в этом направлении после принятия постановления правительства Москвы о молодежном предпринимательстве была проделана большая работа. Однако, поскольку средняя численность работников на малом предприятии составляет 9 человек, то предоставление рабочих мест для временной занятости становится там проблематичным. Для решения этой проблемы А.Коротич предложил следующие меры: использование средств Фонда квотирования рабочих мест для временного трудоустройства молодежи возрастом не только до 18 лет, но и старше; помимо финансовой поддержки молодежных проектов предусмотреть имущественную поддержку малых предприятий, использующих труд временно занятой учащейся молодежи; стимулирование создания на малых предприятиях дополнительных мест менеджеров для этой категории занятых. Члены студенческого правительства дублеров и выступавшие поддержали предложенный проект постановления. Однако с этим категорически не согласился мэр Москвы Юрий Лужков, назвавший рассматриваемый вопрос «очень важным и самым сложным» для службы занятости. Он посчитал представленный проект постановления «не соответствующим размерности задачи, стоящей перед исполнительной властью города». Согласно приведенным мэром данным, около 70% учащейся молодежи Москвы хотят работать в областях, близких к их специализации, и 10% молодежи хочет работать по рабочим специальностям, т.о. 60-80% молодежи стремятся временно трудоустроиться. Мэр сопоставил предложенные в постановлении индикаторные показатели и реальные потребности. Сейчас занятость молодежи – 70 тыс.чел, к 2010г. – будет 140 тыс. Потребности в рабочих местах следующие. Из 1 млн 200 тыс. студентов хотят временно быть занятыми 900 тыс. плюс 300 тыс. – из категории старших школьников, итого – свыше 1 млн чел. Таким образом, намеченные на 2010г. показатели составляют всего 15% от уже сегодняшних потребностей. Назвав предложенную систему мер «абсолютно негодной», Ю. Лужков предложил управлению в месячный срок проработать новую программу в следующих направлениях: - создание мощной системы информирования о вакансиях для временно занятой учащейся молодежи; - создание «общественно-административных центров» под эгидой совета ректоров вузов г.Москвы для помощи студентам в поисках временной работы; - создание системы информирования о случаях обмана работающих учащихся со стороны работодателей, применение к ним исполнительных мер (вплоть до налоговых проверок), создание реестра недобросовестных работодателей; - создание системы вовлечения всех структур правительства Москвы в процесс пополнения базы данных о вакансиях и предоставления рабочих мест в подведомственных им сферах городского хозяйства (в ЖКХ, здравоохранении, оцифровке баз данных БТИ, организации процесса торгов и т.д); - создание системы стимулирования малых предприятий в приеме на работу временно занятой молодежи. Предлагая последнюю меру, мэр Москвы сказал: «В городе более 260 тыс. предпринимательских структур. Давайте их простимулируем, я готов на льготы для малых предприятий. Там – бесконечное море возможностей». |