14-07-2002 Где готовят поваров для политкухни?
В аудиториях Государственного университета - Высшей школы экономики на Мясницкой - царит академическая тишина и прохлада. Но июльской расслабленности не чувствуется: через неделю начинается самая горячая пора - вступительные экзамены. Абитуриенты нервно толпятся у дверей приемной комиссии, расспрашивают про конкурс, экзамены и условия приема. Их родители тем временем внимательно изучают стенды с вузовской информацией - выбирают, на какую бы престижную специальность направить учиться любимое чадо. Выбирать и правда есть из чего: к пяти уже имеющимся факультетам (экономическому, права, менеджмента, социологии и прикладной политологии) в этом году прибавилось еще три: психологии, бизнес-информатики и мировой экономики. Плюс новое отделение на факультете прикладной политологии - деловой и политической журналистики. А в следующем году открывается еще один факультет - государственного управления. "ГУ-ВШЭ - совсем молодой университет, - говорит проректор "Вышки" Вадим Радаев, - в ноябре нам исполнится только 10 лет. Для высшего учебного заведения возраст совсем еще юный. Но за это время была разработана и затем реализована оригинальная концепция университета - качественное современное образование по международным стандартам для российских студентов. Причем у нас в стране, а не на Западе. Для реализации проекта привлекли лучших экономистов - профессоров из МГУ и Российской академии наук. Плюс молодые преподаватели, которых сразу же направили на стажировку в Англию, Голландию и Францию. Помогли и вропейские партнеры - университет Эразмус в Роттердаме, Лондонская школа экономики и Сорбонна в Париже". Многие московские абитуриенты боятся поступать в ГУ-ВШЭ - считается, что экзамены слишком сложные. Да и вообще сложилось мнение, что пройти в престижный вуз без блата или толстого кошелька практически нереально. "Экзамены в ВШЭ - действительно трудные. Но это - из разряда преодолимых трудностей. Причем преодолеть их может любой молодой человек, обладающий знаниями и способностями. Что же касается кошелька и блата: Начнем с того, что ВШЭ - не частный, а государственный вуз, мы имеем статус государственного университета. И большинство наших студентов учатся бесплатно (точнее, за счет бюджета). За счет новых факультетов прием в ВШЭ увеличится этим летом сразу в полтора раза. Для того чтобы учиться в ВШЭ и не платить за учебу из своего кармана, нужно только одно - набрать достаточное количество баллов на экзаменах. А вот если экзамены сданы успешно, но до проходного балла абитуриент не дотянулся, то тогда действительно поможет кошелек - можно поступить на платное место. Но и тут в выигрыше окажутся те, кто лучше сдал экзамены: у нас действует гибкая система скидок за обучение. Не хватило одного балла до проходного - платишь 25 процентов от установленной суммы, двух баллов - 30 процентов и т.д. Что же касается блата, то у нас существует целая система борьбы с ним, причем весьма эффективная. Она просто физически исключает возможность коррупции. Во-первых, все экзамены в "Вышке" только письменные, по типу тестов. Проверяют работы не люди, а компьютер, поэтому всякая субъективность оценки исключается. Во-вторых, сама процедура экзамена построена так, что ни один преподаватель не может, даже при большом желании, повлиять на его итоги. Проходит письменный экзамен в большой аудитории, там постоянно дежурят несколько проверяющих, и помочь "своему" абитуриенту нет практически никакой возможности, даже если есть большое желание сделать это". Каким образом проходят вступительные испытания? "Ребята получают тесты с вопросами и заполняют бланки ответов. Принцип простой: отметь правильный вариант из нескольких предложенных. Затем бланки поступают на сканер, и компьютер выводит количество баллов, набранных абитуриентом. Просто угадать не выйдет. Если отвечать "методом научного тыка", то высокий балл никогда не получишь. Варианты составлены так, что без точных знаний правильный ответ дать нельзя. Мы собираемся в будущем вообще перейти к системе открытых заданий, как это было в июне с выпускным школьным сочинением и алгеброй. Министерство образования РФ еще в мае опубликовало темы выпускных сочинений и задания по математике, любой школьник мог ознакомиться с ними. Мы тоже хотим заранее издавать экзаменационные тесты. Если кто-то сможет перерешать все задачи и подготовиться по всем вопросам истории, русской словесности и иностранному языку - прекрасно. А в аудитории преподаватели будут следить за тем, чтобы никто не списывал и не пользовался подсказками". Какой конкурс бывает в Высшей школе экономики? "Относительно небольшой - 3-4 человека на место. Но следует иметь в виду: к нам приходят очень хорошо подготовленные ребята. Все знают: вступительные экзамены у нас сложные, учиться в университете трудно, прогулять занятия, расслабиться не удастся - сразу скажется на оценках и, следовательно, на стипендии. Ее размер, кстати, у нас в несколько раз больше, чем в других российских вузах. Правда, получают ее не все, а только 10% самых бедных и 10% самых умных ребят. Мы отказались от принципа "платить всем понемногу". Академическую стипендию получают только наиболее успевающие студенты, а для нуждающихся есть социальная стипендия - 1000 рублей. Таким образом, студент "Вышки" может получать 1500 рублей в месяц и даже больше". Сохраняются ли у вас преимущества при поступлении для школьных медалистов, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, сирот и других категорий льготников? "Все льготы, положенные российским законодательством для абитуриентов, у нас сохраняются полностью". Какой из новых факультетов вы порекомендовали бы сегодняшним абитуриентам? "Все факультеты интересны. Скажем, новый факультет мировой экономики дополнит систему подготовки экономистов в ВШЭ (до сих пор в "Вышке" было два собственно экономических факультета - факультет экономики и международный институт экономики и финансов). Деканом факультета стал Игорь Фаминский, директор ВНИИ внешнеэкономических связей. На факультете предполагается возродить "страновую" подготовку студентов (в том числе на редких языках). Или другой новый факультет - психологии. Его возглавил известный ученый-психолог, опытный руководитель образования академик Владимир Шадриков. Специализации факультета - организационная, политическая психология, бизнес-психология, консультирование, психологические основы маркетинга и рекламы. Особое направление - психотерапия. В России остро не хватает специалистов по психотерапии. Хотя психологов готовят 130 российских вузов (в Москве - 30), но психологическую помощь в случае семейного или трудового конфликта получить порой бывает трудно. А в США только психотерапией занимается около 100 тысяч специалистов. Все факультеты тесно связаны между собой, наши студенты получают мощную междисциплинарную подготовку. На факультете права, например, дополнительно изучают экономику, причем в таком объеме, который превосходит программы некоторых экономических факультетов вузов. А экономисты, социологи и менеджеры слушают не просто общее "Введение в право", а набор практических курсов гражданского, корпоративного и трудового права, в рамках специализации - два-три спецкурса. Кроме того, старшекурсники проходят стажировку в зарубежных высших школах и университетах и могут получить их дипломы - Лондонской школы экономики, Свободного университета Берлина, других учебных заведений. Тем более что во время учебы наши ребята изучают два иностранных языка. Так что возможности для получения образования самого широкого профиля в университете имеются, было бы только желание". На новом факультете "Вышки" - бизнес-информатики -предполагают готовить "чиферов" (от CIO - chief information officer). Такие специалисты - менеджеры с глубоким знанием информационных систем - весьма востребованы на Западе. Их работа - это прежде всего организация взаимодействия и взаимопонимания между руководителями бизнеса и работающими на них программистами и системными интеграторами. По словам главы представительства "Microsoft" в России и странах СНГ Ольги Дергуновой (которая была одним из инициаторов создания нового факультета в ВШЭ - вместе с другими лидерами российского IT-бизнеса), сейчас наблюдается большая потребность в специалистах подобного рода. Они нужны на крупных предприятиях - в торговых фирмах с годовым оборотом свыше 15 миллионов долларов, в добывающих и перерабатывающих компаниях (пищевых, нефтяных, газовых), в научных центрах, то есть там, где накоплен большой объем информации, требующий обработки и анализа. "Чиферы" выявляют вкусовые предпочтения покупателей, исследуют результаты продаж, смотрят на динамику их изменений. Можно сказать, что факультет бизнес-информатики был создан в ВШЭ в ответ на прямой запрос быстро развивающегося рынка. На факультете открывается несколько специализаций - бизнес-аналитика, управление бизнес-проектами и информационной средой в компании. Студенты получат за время обучения фундаментальную подготовку: будут изучать высшую математику, статистику и эконометрию в традиционном для ВШЭ объеме, а современные информационные технологии - на уровне, достаточном для быстрого и эффективного практического вхождения в IT-бизнес. Один из самых популярных факультетов "Вышки" - факультет прикладной политологии. Его декан, профессор Леонид Ионин, уверен, что политолог - профессия рыночно ориентированная. "Наш факультет не зря называется "прикладная политология", - говорит Леонид Григорьевич, - мы готовим не политологов-теоретиков, а политтехнологов-практиков. Хотя те, кто предпочтет "чистую науку", получит все необходимое: фундаментальное образование, обязательно - два иностранных языка, возможность стажироваться за рубежом (в институтах Франции, Германии, других стран). Международные связи, совместные программы с зарубежными коллегами - конек нашего факультета. Сейчас у нас открывается новая кафедра - мировой и европейской политики. Ее возглавит известный политик и исследователь Сергей Караганов. Своей главной задачей мы считаем подготовку специалистов, адаптированных к реальной жизни в условиях современного рынка. Специализации факультета - политконсалтинг, PR и публичная политика - позволяют выпускникам без проблем устраиваться на престижную, интересную и, что тоже важно, хорошо оплачиваемую работу. Некоторые выпускники даже открывают свое дело, чаще всего - PR-фирмы. Многие трудятся в крупных компаниях, в отделах по связям с общественностью, занимаются корпоративным пиаром. Кто-то идет в государственные и общественно-политические структуры. Очень часто наших ребят привлекают в организации, связанные с проведением избирательных кампаний. В России выборы идут перманентно - избирают то депутатов, то губернатора или мэра, то президента, так что работы для специалистов хватает". С "черным пиаром" вашим студентам приходилось сталкиваться? "Учим мы их, конечно, не этому. Сегодня для того, чтобы стать эффективным политтехнологом, недостаточно одного азарта - как в начале 1990-х. Времена любителей прошли. Требуется комплексная подготовка. Необходимо развивать креативные способности, учиться работать талантливо. Нужно очень многое знать и понимать. И если вы приезжаете в регион проводить избирательную кампанию, то вы должны уметь быстро и точно оценить политико-экономическую ситуацию, отследить общественное мнение, смоделировать последствия тех или иных заявлений и действий, предусмотреть все проблемы юридического характера - только тогда вы сумеете предложить действительно результативный PR-сценарий, который позволит не только вам лично хорошо заработать, но и вашему клиенту выиграть выборы. Именно поэтому будущие политтехнологи у нас получают базовую подготовку по экономике, социологии, юриспруденции, математическим методам. И, разумеется, им преподаются специальные дисциплины, в том числе главный для нас курс политического анализа". А еще в "Вышке" собираются готовить журналистов. В университете открылись отделение деловой и политической журналистики (срок обучения - 5 лет, проводится набор на бюджетные места) и Высшая школа журналистики (второе высшее образование, 2 года, обучение платное). Учредителями ВШЖ стали несколько периодических изданий, три телеканала (ОРТ, РТР и НТВ) и сам университет. Возглавил ВШЖ научный редактор журнала "Эксперт", известный телеобозреватель Александр Привалов. "Когда учредители Высшей школы журналистики обсуждали ее концепцию, - рассказывает Привалов, - зашла речь о том, у кого сколько в редакции работает выпускников журфаков. Результаты оказались одинаковыми - один-два. А в иных редакциях трудится по сотне человек. Вот мы и решили озаботиться подготовкой собственных кадров". То есть теперь собираетесь конкурировать с журфаками известных университетов? "Конкуренты ли мы журфакам - жизнь покажет. Я не думаю, что наша конкуренция с другими журфаками будет так важна для них и для нас. А вот в чем заключается принципиальное отличие педагогических моделей ВШЖ и журфаков - это интересно. Мы попытаемся слить вместе два существующих подхода к воспитанию толковых журналистов. Один подход - собственно журфаковский. Суть его в том, что журналистов готовят в рамках академической системы образования: с лекциями, семинарами, экзаменами, курсовыми. Второй подход -человек сам приходит в газету, чтобы стать журналистом. Сначала он "мальчик на побегушках", потом стоит за спиной у человека, который уже состоялся в профессии. Затем получает одно поручение, другое, растет, глядишь - уже звезда. В ВШЖ первый год будет проходить в стенах учебного заведения. Студенты изучают все предметы, касающиеся непосредственно журналистского ремесла. К преподаванию привлекут действующих звезд СМИ, людей с самыми громкими именами в журналистике. Это будет некое подражание тому самому способу обучения - за спиной у мастера. Константин Эрнст, Олег Добродеев, Леонид Парфенов, Ксения Пономарева, Андрей Васильев, Максим Соколов, Никита Кириченко станут проводить мастер-классы". Вы уверены, что все ваши выпускники успешно трудоустроятся? Вдруг окажется, что человек умный, учится хорошо, а звездного журналиста из него не выходит? "Избранная модель обучения - ответ на этот вопрос. Мы надеемся, что с помощью ВШЖ подготовим для себя талантливых журналистов. Поэтому второй год обучения полностью будет посвящен стажировке слушателей в наших СМИ. Те, кто не найдет или не захочет находить себе место в журналистике, вполне могут трудоустроиться с "другой стороны прилавка". Существует довольно много мест, где требуются люди, умеющие профессионально работать со СМИ: пресс-службы (они есть буквально во всех крупных компаниях), рекламные агентства. Да и в СМИ работают не только журналисты - там есть всякие финансовые дирекции, нужно заниматься маркетингом, распространением, рекламой и т.д. Основам медиабизнеса и медиаменеджмента у нас, кстати, тоже будут учить. Мы абсолютно убеждены, что наши выпускники без малейшего труда уйдут на все эти неплохо оплачиваемые места". |