20-07-2002 Сотрудники Государственного Русского музея подготовили первых выпускников Международной школы и лаборатории реставрации русских икон в Италии
Сотрудники Государственного Русского музея подготовили первых выпускников Международной школы и лаборатории реставрации русских икон в Печчоли (Италия, область Тоскана). 10 слушателей получат дипломы, подписанные мэром города Печчоли Рэнцо Мачеллони и директором Государственного Русского музея Владимиром Гусевым. Как сообщила РИА "Новости" заведующая Международной школой Дарья Мальцева (она заведует также сектором реставрации древнерусской станковой темперной живописи Русского музея), программа обучения первых студентов была рассчитана на четыре месяца. Кроме специального курса практической реставрации, студенты получили навыки иконописания и прослушали курс истории русской иконописи. Идея создания лаборатории, где итальянские специалисты смогли бы овладеть навыками реставрации русских икон, принадлежит администрации города Печчоли. По словам Дарьи Мальцевой, городские чиновники предприняли эту, заведомо затратную, инициативу для того, чтобы выделить Печчоли на фоне сотен других таких же маленьких и ничем не примечательных итальянских городков. Первым шагом стало открытие в октябре 2000 года первого в Италии музея русской иконы. Следующий шаг был сделан в 2002 году: в Печоли открылась Международная школа и лаборатория по реставрации русских икон. По словам мэра Печчоли Рэнцо Мачеллони, колоссальный приток капитала в город дает новейший мусороперерабатывающий завод, построенный в Печчоли несколько лет назад и обслуживающий нужды всей Тосканы. Финансирование школы и лаборатории стало возможным именно благодаря доходам, полученным от утилизации мусора. Хотя школа и лаборатория по реставрации русских икон - предприятие дотационное, выпускники ее рассчитывают в будущем окупить свои затраты на обучение. Рынок русских икон, нуждающихся в реставрации, в Италии достаточно велик, поскольку до недавнего времени вывезти из России иконы, написанные в XIX-XX веках, было несложно. Так, составившая основу итальянского музея русской иконы коллекция Франческо Бигацци - 60 предметов древнерусской живописи - была сформирована им во время работы в Москве, где он в середине 80-х годов возглавлял корпункт АНСА - итальянского агентства новостей. По оценкам Дарьи Мальцевой, на мировом рынке русской иконы встречается много образцов, над которыми работали специалисты Германии и Голландии. "Через мои руки прошло немало этих икон, все они имели "товарный вид", но полностью утратили свою сущность", заметила она. В традиции петербургской школы реставрации не создавать иллюзию полной сохранности иконы. Любое вмешательство совершается акварелью, которая при необходимости легко удаляется, если же утрачены детали сюжета, то реставратор ни в коем случае не создает их заново. Лучшие выпускники 2002 года получат возможность стажироваться в лаборатории Государственного Русского музея. Новый курс в Международной школе и лаборатории реставрации русских икон в Печчоли начнет свою работу в октябре 2002 года и станет длиннее на один месяц. |